Десять случаев из жизни митрополита антония сурожского. Антоний, митрополит (Блум Андрей Борисович) Самая короткая проповедь

Дата рождения: 19 июня 1914 г. Страна: Англия Биография:

Андрей Борисович Блум родился 19 (6) июня 1914 г. в Лозанне в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца — выходцы из Шотландии, обосновавшиеся в России в петровское время; по линии матери состоял в родстве с композитором А.Н. Скрябиным.

Раннее детство прошло в Персии, где отец семейства был консулом. После революции в России семья Блумов оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе осела во Франции в 1923 г. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова. Эта встреча определила всю последующую жизнь будущего владыки.

После средней школы он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны.

В 1931 г. был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, в то время единственного храма Московского Патриархата в Париже.

10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, тайно принес монашеские обеты; 16 апреля 1943 г. был пострижен в монашество с именем Антоний в честь прп. Антония Киево-Печерского. Постриг совершил настоятель Трехсвятительского подворья, духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

В период немецкой оккупации исполнял обязанности врача в антифашистском подполье. По окончании войны продолжал медицинскую практику до 1948 г.

27 октября 1948 г. митрополитом Серафимом (Лукьяновым), в то время Экзархом Московского Патриарха, был рукоположен во иеродиакона, 14 ноября — во иеромонаха и направлен на пастырское служение в Англию в качестве духовного руководителя Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и прп. Сергия.

С 1 сентября 1950 г. — настоятель храмов св. ап. Филиппа и прп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом в честь Успения Божией Матери и Всех святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 г.

В январе 1953 г. возведен в сан игумена, к Пасхе 1956 г. — в сан архимандрита.

30 ноября 1957 г. хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. Хиротонию совершили в Лондонском соборе Экзарх Патриарха Московского в Западной Европе архиепископ Клишийский Николай (Еремин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе.

В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах в рамках Западноевропейского экзархата , с возведением в сан архиепископа.

С января 1963 г., после ухода на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе.

В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке.

27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе. Это служение нес до весны 1974 г., когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению умножающейся паствы.

За годы служения владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и разнообразной деятельностью.

В России слово владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы «Би-би-си»; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей расходились по всей стране. Первые книги митрополита Антония о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке в 1960-е гг. и были переведены на многие языки мира; одну из них («Молитва и жизнь») удалось опубликовать в в 1968 г.

Был почетным доктором богословия Абердинского университета (1973 г.), факультетов Кембриджа (1996 г.), а также (1983 г., за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 г. присудила митрополиту Антонию степень доктора богословия honoris causa.

Участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской церкви (1958 г.), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963 г.), член комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального комитета (1968-75 гг.) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного совета церквей в Нью-Дели (1961 г.) и Уппсале (1968 г.), член Поместных Соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990 гг.).

В начале 2003 г. перенес хирургическую операцию, после которой 1 февраля 2003 г. подал прошение об уходе на покой по состоянию здоровья. 30 июля постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви освобожден от управления Сурожской епархией и уволен на покой.

Скончался 4 августа 2003 г. в Лондоне в хосписе. Отпевание состоялось 13 августа в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы и Всех святых. Похоронен на Бромптонском кладбище Лондона.

Митрополит Сурожский Антоний (в миру, до вступления в монашество: Андрей Борисович Блум), родился 19 июня 1914 года на территории Швейцарии, в Лозанне. Его дед по материнской линии принадлежал к русским дипломатическим кругам; служил консулом в разных местах. С будущей бабушкой митрополита Антония, уроженкой Триеста (Италия), дед познакомился, когда находился там по долгу государственной службы. Он же обучал её русскому языку. После того, как они соединили себя узами брака, дед привез её в Россию.

Их дочь, Ксения Николаевна Скрябина (сестра известного композитора А. Скрябина), мать Андрея (Антония), познакомилась с будущим мужем, Борисом Эдуардовичем Блумом, во время каникул, когда ездила в Эрзерум, где в то время служил её отец. Борис Эдуардович трудился там в должности переводчика. После того как между ними зародилось серьезное чувство, они поженились.

По рождении Андрея его семья пребывала в Лозанне около двух месяцев, а затем перебралась в Россию, в Москву. Около 1915-16 года, в связи с назначением Б. Блума на Восток, семья перебралась в Персию. Там и провел своё детство будущий архиерей. Какое-то время у него была русская няня, но в основном его воспитанием занимались бабушка и мама.

Детство Андрея выпало на беспокойное время. Ввиду Первой мировой войны, революционного хаоса и политических преобразований в России семейству пришлось столкнуться с трудностями скитальческой жизни. В 1920 году мать Андрея, сам он и его бабушка покинули персидское жилище, тогда как отец вынужден был остататься. На сложности, связанные с бесконечными переездами, то верхом, то в повозках, накладывались опасности встречи с разбойниками.

В 1921 году все вместе добрались до Запада. Исколесив множество европейских дорог и оказавшись, в итоге, во Франции, семья, наконец, обрела возможность осесть. Произошло это в 1923 году. Трудностей, связанных с особенностями эмигрантской жизни, было много. Всё это усугублялось безработицей. Трудоустройству матери способствовало знание ею иностранных языков, владение навыками стенографистки.

Во Франции Андрею приходилось жить порознь с родными. Школа, куда он был устроен, располагалась за окраиной Парижа, в настолько неблагополучном районе, что туда, начиная с вечерних сумерек, не дерзала входить даже местная полиция, потому что «там резали».

В школе Андрею, как и многим другим, приходилось терпеть издевательства и побои от учеников. Можно сказать, что в тот период образовательная школа служила для него школой терпения, выживания, мужества. Много лет спустя, когда однажды, зачитавшись в метро, он отвлекся и бросил взгляд на табличку с названием станции, и оказалось, что это была та станция, невдалеке от которой когда-то находилась его школа, от нахлынувших воспоминаний он упал в обморок.

Следует отметить, что и текущие трудности, и вынужденность жить вдали от России не лишили близких Андрея любви к ней. Со временем эта любовь передалась и ему.

Первые шаги на пути христианской, монашеской и пастырской жизни

Долгое время отношение Андрея к Церкви, как он впоследствии сам отмечал, было более чем равнодушным. Одним из ближайших поводов к серьёзному неприятию послужил опыт его общения с католиками. Когда из-за нехватки средств к существованию мать решила воспользоваться их предложением о стипендии для русских детей и привела к ним Андрея на «смотрины», тот прошёл собеседование и получил было утвердительный ответ, однако здесь же ему было выставлено жёсткое условие: он должен принять католичество. Расценив это условие как попытку купли-продажи, Андрей возмутился и выразил не по-детски твёрдый протест. Тогда он ещё не понимал существенной разницы между Западной и Восточной Церквями и в результате распространил своё негодование на «Церковь вообще».

Обращение Андрея ко Христу произошло лишь в возрасте 14 лет. Однажды он стал свидетелем проповеди отца Сергия Булгакова. Проповедь всколыхнула его, однако он не спешил доверять проповеднику и по возвращении домой испросил у матери Евангелие, чтобы подтвердить недоверие и убедиться в собственной правоте. Однако случилось обратное: внимательное, вдумчивое прочтение Писания изменило его отношение к вере.

Постепенно Андрей приобщился к христианскому деланию, к усердной молитве. В 1931 году он, получив пастырское благословение, начал прислуживать в храме при Трехсвятительском подворье (единственном в то время храме в Париже, принадлежавшем Московской Патриархии). Надо заметить, что с той поры Андрей не нарушал верности и не разрывал канонического общения с Русской Патриаршей Церковью.

Окончив школу, он поступил на естественный, а затем и на медицинский факультет Сорбонны. Студенческая жизнь не мешала ему строить планы на то, чтобы связать свою жизнь с монашеским подвигом. Сорбонну он окончил в 1939 году, перед самой войной, а вскоре отправился на фронт в должности хирурга. Но прежде он дал монашеские обеты, которые принял его духовник, хотя при этом и не был пострижен в связи с недостатком времени. Пострижение в монаха состоялось лишь в 1943 году. Собственно, тогда он и получил имя Антоний.

Во времена оккупации Антоний участвовал во французском Сопротивлении, затем снова оказался в армии, врачевал раненых и больных. Демобилизовавшись, он отыскал свою маму и бабушку и привез их в Париж.

Примечательно, что осуществляя врачебную деятельность, Антоний не забывал о необходимости живого сочувствия и сострадания к своим пациентам, чего, к сожалению, он не мог сказать о некоторых, лично знакомых ему докторах, огрубевших от ужасов войны. Достойно замечания, что сопереживание и чуткость к человеку, умение видеть в нём не просто гражданина, а ближнего, желание созерцать в нём образ и подобие Творца, способствовало отцу Антонию на всём протяжении пастырской деятельности.

В 1948 году он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре — посвящён в сан иеромонаха, после чего принял духовное руководство над членами Православно-Англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Как впоследствии вспоминал сам митрополит Антоний, этому повороту в судьбе способствовала встреча с архимандритом Львом (Жилле), случившаяся на православно-англиканском съезде. Тогда, разговорившись с Антонием, архимандрит посоветовал ему оставить профессию врача, стать священником и продолжить служение Богу на территории Англии.

С 1950 года отец Антоний исполнял обязанности настоятеля храма святого апостола Филиппа и преподобного Сергия в Лондоне. В 1953 году он был посвящен в сан игумена, а в 1956 году — в сан архимандрита. Немного спустя он принял должность настоятеля храма Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне.

В 1957 году отец Антоний был поставлен во епископа Сергиевского. В 1962 году посвящен в сан архиепископа, на вновь утвержденную на Британских островах Сурожскую епархию. С 1966 года, по возведении в сан митрополита, и до 1974 года Антоний Сурожский исполнял обязанности Патриаршего Экзарха в Западной Европе, после чего был освобожден от этой должности по собственному желанию. Между тем он продолжал окормлять свою паству. Нужно отметить, что за период его руководства в епархии сформировалась четко организованная структура приходов, с хорошо налаженной просветительской работой.

К тому времени митрополит Антоний сыскал заслуженное уважение среди христиан разных стран мира и его горячая проповедь распространялась повсюду: посредством многочисленных лекций и публикаций, переводившихся на всевозможные языки; посредством радиовещания и телевидения.

В 1983 году Советом Московской духовной академии митрополиту Антонию, была присуждена степень доктора богословия, за совокупность пастырских и богословских трудов. Помимо этого в разное время он удостаивался звания почетного доктора Абердинского (1973 г.) и Кембриджского (1996 г.) университетов, Киевской Духовной Академии (2000 г.).

В последние месяцы жизни владыка, ввиду ухудшения здоровья, служил редко и реже появлялся на публике. Умер он 4 августа 2003 года. А 13 августа 2003 года, в соборе Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне, состоялось его отпевание. Чин отпевания совершил митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Общие направления проповеди и научно-богословских работ митрополита Сурожского Антония

Несмотря на существование большого количества трудов, опубликованных под авторством митрополита Антония, многие из этих произведений в действительности не являют собой плод его писательской деятельности. Большая часть изданных работ составляет воспроизведение записей устных проповедей и бесед, произнесенных при разных обстоятельствах, в различных аудиториях (см.: Труды. Том I; Труды. Том II).

Далеко не всегда митрополит посвящал свои речи заранее определенной тематике. Достаточно часто предметами его проповеди становились вопросы, интересовавшие конкретных слушателей в конкретной обстановке, в конкретный момент. И это были самые разносторонние вопросы. Отчасти именно этим и объясняется широта спектра охватываемых его поучениями тем.

Общая характеристика наставлений митрополита отмечена несколькими ярко выраженными особенностями. Во-первых, существенная часть его трудов составлена ясным и доступным языком, и может быть воспринята непосредственно самым широким кругом людей. Во-вторых, богословский контекст «сочинений» излагается в тесном единстве с духовно-нравственными увещеваниями. В-третьих, множество его произведений направлено не только на укреплении веры человека в Бога, но и веры человека в себя, как в образ и подобие Божие (см.: ). В-четвертых, большое внимание уделено объяснению смысла и необходимости литургической жизни (см.: ). Наконец, мысль о значении и миссии Церкви раскрывается им таким образом, чтобы каждый его слушатель, каждый читатель видел в Церкви не просто Собрание верующих, но и видел себя, осознавал свою личную роль.

НАСЛЕДИЕ ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩЕГО МИТРОПОЛИТА
Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» проводит cеминар из цикла «Цельность человека: путь ученичества», посвященный «трудам» митрополита Антония Сурожского.
Митрополит Антоний Сурожский (Блюм) – один из популярных писателей экуменического толка. Многотысячными тиражами выходят его книги, в числе которых «Школа молитвы», «Человек перед Богом», «Духовное путешествие» и многочисленные проповеди.
Его любит интеллигенция, слова из его проповедей звучат с церковных амвонов, в литературе и СМИ часто встречаются ссылки на его «труды», но по прочтении их обнаруживаешь, что Сурожский митрополит опирается, скорее, на опыт инославного вероисповедания, чем на святоотеческую Православную традицию.
Важная деталь – Антоний Сурожский в угоду протестантам высказывался в защиту женского священства. Его труды исполнены рассуждениями о себе, где косвенно прослеживается самодовольство и похвала своей персоне. Святые Отцы, напротив, никогда не позволяли говорить о себе, считая это признаком горделивого нрава.
А вот отношение его к римо-католической и протестантской ересям: «Каждая из наших христианских общин хранит верность Христу, в каждой есть истина и полная глубина».
Но мы знаем, что только Православная Церковь обладает всей полнотой истины, открытой Богом человечеству, а римо-католичество после II Ватиканского собора (1962–1965 гг.) превратилось из еретической христианской конфессии, каковой являлась доселе, в неоязыческую антихристианскую религию.
Митр. Антоний прилежно цитирует католиков – французского иезуита Бернаноса, Ж. Даниелу, генерала Мориса дэ Эльбо, а также протестантских лжеучителей, не только не предостерегая, но, к сожалению, выдавая «яд» за чистый источник истины.
Так, он приводит выдержки из трудов писателя К. С. Льюиса, приверженца англиканского вероисповедания. История его обращения описана им в книге «Настигнут радостью», прочитав которую становится ясно, кем был «настигнут» бедный Льюис. К сожалению, корень этой бесовской радости присутствует и в трудах владыки Антония, который не пренебрегает даже еретическим протестантским переводом Библии.
Рассуждая о «смирении», он приводит в качестве примера для подражания почитаемую у католиков Терезу: «Когда святую Терезу охватило яркое переживание всепоглощающей любви Божией к нам, она пала на колени со слезами радости и изумления; поднялась она уже новым человеком; видение любви Божией оставило ее в «сознании неоплатного долга», вот подлинное смирение – а не уничижение, – заключает митр. Антоний.
Преподобный Ефрем Сирин говорит о себе: «Доныне и в сей самый день с постыжденным и поникшим долу лицом дерзаю вещать Тебе, Владыко Ангелов и Создатель всяческих: я – земля и пепел, поношение человеков и уничижение людей, я – осужденник, весь покрытый ранами и исполненный уныния. Как вознесу взор ко благодати Твоей, Владыко? Как осмелюсь подвигнуть нечистый и оскверненный язык? Как положу начало исповеди моей?»
А митрополит Антоний уверяет, что «смирение вовсе не заключается в постоянном усилии принизить себя и отвергнуть человеческое достоинство, которым Бог наделил нас, которого он требует от нас, потому что мы Ему дети, а не рабы». Но всякому, знакомому с учением Святых Отцов, очевидно, что это не смирение, а горделивое величание человека, который самовластно присваивает себе честь сыновства, тогда как не может быть назван даже рабом Божиим.
«Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным мнением думает быть в объятиях Пречистого, Пресвятаго Господа, думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом – пишет святитель Игнатий. – Человек! Благоговейно прикройся смирением».
Непонятно, что побудило Владыку прибегнуть к такому нововведению, никогда не имевшему места в учении Церкви. Как он из еретических и безбожных учений выбирает то, что никак не может послужить добрым примером, не внимая при этом словам священномученика Иринея, который говорит: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апос- толы в полноте положили все, что принадлежит истине…»
Святитель Игнатий прямо предостерегает, говоря: «Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли приличны христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство…» Много было таких подвижников в Западной Церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественною любовию, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости.
Весьма часто вл. Антоний ставит в пример и свой собственный опыт. Так, он вспоминает о том, как посетил с митр. Иоанном Вендландом индуистский храм: «Когда мы стояли на коленях в глубине этого храма и молились оба Иисусовой молитвой, то люди, находившиеся там, несмотря на ошибочность своей веры, обращались к Богу, это было совершенно ясно, что проходили молитвой к Единому, единственному Богу». Таким образом, он утверждает, что в капище происходит общение язычников с истинным Богом, Пресвятой Троицей. Чем иным, как не богохульством, можно назвать таковое утверждение?!
В своей «Школе молитвы» митр. Антоний учит молиться так: «Мы можем повторять раз за разом: радость, о, радость…! Мы можем произносить любые слова, потому что слова не имеют значения, они только поддерживают нашу настроенность, выражают нелепо, безумно, нашу любовь или наше отчаяние».
Но если слова в молитве не имеют значения, то это уже не молитва, а заклинание. Именно заклинания (мантры) не имеют смыслового значения и представляют собой некий набор слов. Такая практика принадлежит восточному оккультизму и не имеет ничего общего с православным учением. Частое повторение безсмысленных заклинаний отключает внутреннее внимание человека, что необходимо демонам для обретения власти над ним. Через заклинания многие впустили в душу диавола и дошли до исступления ума.
Но в еще большее недоумение в названной «Школе» приводят примеры из жизни хасидов. Так, Владыка, восторгаясь, пишет о молодом раввине Цуссии: «Он [Цуссий] умел воздействовать потрясающим образом на всех людей, возбуждая в них покаяние, возбуждая в них новую жизнь».
Видимо, этот раввин потрясающим образом воздействовал и на Владыку, хвалящего «покаяние» тех, которые никогда не имели истинного покаяния, которые распяли Христа, и сами наложили проклятие на поколения своих потомков, засвидетельствовав: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25); и которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское (Откр. 2, 5).
«Никто из иудеев не покланяется Богу, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – А потому-то [я] особенно и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что, имея пророков, [иудеи] не веруют пророкам; читая Писания, не принимают свидетельств его, а это свойственно людям в высшей степени злобным… Словом, если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами? Если иудейское важно и достойно почтения, значит наше ложно, а если наше истинно, а оно и в самом деле истинно, то иудейское исполнено обмана».
А рассуждение вл. Антония о Суде Божием? Это суждение протестанта, человека, «спасенного» прежде Суда: «Ни грешников, ни праведников Бог не спрашивает об их убеждениях или о соблюдении обрядов – разглагольствует митр. Антоний, – Господь взвешивает только степень их человечности… Человечность же требует воображения, чуткости к реальной ситуации, чувства юмора и полного любви попечения в отношении подлинных нужд и желаний объекта…»
Но, простите: кто из Святых Отцов поместил названные качества в число Добродетелей?… И задавался ли владыка вопросом – зачем пришел на землю Христос? Зачем принял крестную смерть? Ведь если все равно как верить, то напрасны страдания Иисуса. Но владыка Антоний не разъясняет, что Христос и пришел для того, чтобы принести истинное учение во всей полноте, чтобы привести грешников к покаянию, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Труды владыки Антония напитаны ядом экуменизма. Приверженцы этого лжеучения обвиняют Церковь в отступлении от истины, говоря, что она якобы нарушила заповедь Христа о единстве. Такое убеждение неправо, ибо Истинная Церковь свята и непорочна, а если кто и нарушил заповедь единства – то это те, которые отступили от единой истины Православия. Но и для них двери Церкви открыты. Мы принимаем и их, только после отречения от своих заблуждений. Экуменическая же ересь стремится округлить все острые углы, сравнять все религии до некоего универсального состояния, чтобы все признали «единство». Для этого экуменисты под видом «любви» стараются найти новые точки соприкосновения, обходя разногласия.
Но потому-то и необходимо всякому православному быть бдительным к тем книгам, которые читаем, чтобы не принять нам дух экуменического вируса. Каждый даст ответ на Страшном Суде не только за чтение, но и за распространение, и за то молчание, которое неуместно при виде ближнего, читающего такие книги. Вот как об этом пишет святитель Игнатий: «Не прельщайся громким заглавием книги, обещающим преподать христианское совершен- ство тому, кому нужна еще пища младенцев, не прельщайся ни великолепным изданием, ни живописью, силою, красотою слога, ни тем, что писатель – будто святой, будто доказавший свою святость многочисленными чудесами… Душу мо- жет убить одна мысль, содержащая в себе какой- нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе непри- метный для не знающих…»
Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! – говорит Господь. Пастырь не только должен уметь лечить овец, но и защищать их от волков. Но если он под предлогом любви собирает в одно стадо и овец, и волков, то он не пастырь, а волк в овечьей шкуре.
Святитель Игнатий, как истинный пастырь стада Христова, предостерегает нас, говоря: «Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны Святыми Отцами вселенской Восточ- ной Церкви. Этого требует Восточная Церковь от чад своих. Если же ты рассуждаешь иначе, и нахо- дишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою, то ты уже не сын Церкви, а судия Ея…»
В статье использованы материалы кн. И.Н. Андреева. «Святитель Игнатий (Брянчанинов) и «Школа молитвы» митрополита Антония Сурожского (Блюма)»,
а также «Человек перед Богом» и «О встрече» Антония Сурожского
ruskalendar.ru

АНТОНИЙ, митрополит Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца - выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Здесь прошла юность, отмеченная мытарствами эмигрантского бытия и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова, который, однако, не умел говорить с мальчиками, выше всего ценившими мужество и военный строй. Вот как вспоминает этот опыт сам Владыка:

Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве /…/, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость - все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил /…/ ехать домой, обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело. /…/ Евангелие у мамы оказалось, я заперся в своем углу, обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я - для римского молодняка. Этого я не знал - но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь./…/Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос. Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут - значит, это воскресший Христос; значит я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорится, - правда.

Эта встреча определила всю последующую жизнь, не внешние ее события, а содержание:

После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации врач в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. ап. Филиппа, предоставленный приходу Англиканской церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. - архимандрита. 30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний Экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и в святоотеческом предании. Епархия непрестанно растет, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и того факта, что все христианские деноминации Запада теряют своих членов и численно уменьшаются. Вот свидетельство (1981 г.) д-ра Роберта Ранси, Архиепископа Кентерберийского: “Народ нашей страны - христиане, скептики и неверующие - в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием. /…он/ говорит о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего /…/ Он неустанно трудится во имя большего взаимопонимания между христианами Востока и Запада и открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний - христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины”. Не случайно, поэтому, степень почетного доктора богословия он получил от Абердинского университета с формулировкой “за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране”. Митрополит Антоний широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Особенность творчества Владыки в том, что он ничего не пишет: его слово рождается как устное обращение к слушателю, - не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.

Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них (“Молитва и жизнь”) удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г. За последние годы труды Владыки широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской.

В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь, в первую очередь - проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела громадное значение в советские годы. Духовный опыт, который не только носит в себе, но умеет передать окружающим митрополит Антоний - глубоко личностные (хотя не замкнутые на личном благочестии) отношения с Богом, Любовью воплощенной, встреча с Ним “лицом к лицу” человека, который, при всей несоизмеримости масштаба, стоит свободным участником этой встречи. И хотя Владыка часто подчеркивает, что он “не богослов”, не получил систематического “школьного” богословского образования, но его слово заставляет вспомнить святоотеческие определения: богослов - тот, кто чисто молится; богослов - тот, кто знает Бога Самого…

Кроме уже упомянутой награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний - почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской Духовной Академии (1983 - за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская Духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Митрополит Антоний - участник богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958), член делегации Русской Православной Церкви на празднованиях тысячелетия православного монашества на Афоне (1963), член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, член Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участник Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), член Поместных соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990). Имеет награды: Бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), орден св. кн. Владимира I ст. (1961), орден св. Андрея (Вселенский Патриархат, 1963), Browning award (США, 1974 - “за распространение христианского благовестия”), Ламбетский крест (Англиканская церковь, 1975), орден преп. Сергия II ст. (1979), св. кн. Владимира I ст. (1989), св. кн. Даниила Московского I ст. (1994), преп. Сергия I ст. (1997), свт. Иннокентия Московского II степени (1999).

Митрополит Сурожский Антоний (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне (Швейцария) в семье сотрудника российской дипломатической службы. После революции 1917 года семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 году, осела во Франции. Здесь прошла юность будущего митрополита. После средней школы Андрей Блум окончил биологический и медицинский факультеты университета Сорбонна в Париже.

В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже. 10 сентября 1939 года перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты. Андрей Блум был пострижен в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) 16 апреля 1943 года. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года. 27 октября 1948 г. монах Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 14 ноября во иеромонаха.

С 1 сентября 1950 года иеромонах Антоний настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне. В январе 1953 года о. Антоний был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 года - сана архимандрита.

30 ноября 1957 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В октябре 1962 г. епископ Антоний был назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского экзархата, Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа.

В ноябре 2002 года к 45-летию архиерейской хиротонии и "во внимание к выдающимся заслугам на духовно-просветительской ниве" митрополит Сурожский Антоний указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был удостоен ордена св. Макария, митрополита Московского, II степени.

Книги (14)

Беседы на Евангелие от Марка

«Можно поставить вопрос, почему я выбрал именно это Евангелие. Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием; и это не случайно.

Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубопогружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет.

Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то время, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно. И поэтому я выбрал сейчас это Евангелие. Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь». Митрополит Антоний.

Войду в дом Твой. Беседы о вере и Церкви

Митрополита Антония знали еще во времена Советского Союза, до публикаций последних лет; каждый из его нечастых приездов становился событием, встреча с ним превращалась для многих в поворотный момент жизни.

Его слово современно без «модернизма», глубоко укоренено в святоотеческой традиции - без стилизации под благочестие; оно убедительно в своей беспощадной простоте и цельности. Это речь человека, у которого слово и мысль не расходятся с чувством и жизнью.

Жизнь, Болезнь, Смерть

На протяжении многих лет митрополит Антоний вел семинары, организованные Лондонской медицинской группой, посвященные вопросам христианских ценностей и этики в медицине, христианскому отношению к больному, к умирающему человеку.

По слову самого Владыки, в подходе к этим вопросам он «не может разделить в себе человека, христианина, епископа, врача». Его научно-медицинское образование и опыт в сочетании с пятидесятилетним пастырским служением позволяют ему утверждать, что «душа человека, дух человека и плоть составляют одно таинственное целое».

Этот целостный подход к вопросам жизни и смерти — вопросам, над которыми неизбежно задумывается каждый человек — делает предлагаемые беседы ценными не только для пастыря-священника, но и для самого широкого круга читателей, и в первую очередь — для медиков.

Молитва и жизнь

Из опыта человеческих взаимоотношений все мы знаем, что любовь и дружба глубоки тогда, когда мы можем молчать друг с другом.

Если же для поддержания контакта нам необходимо говорить, мы с уверенностью и грустью должны признать, что взаимоотношения все еще остаются поверхностными; поэтому, если мы хотим молитвенно поклоняться Богу, то должны прежде всего научиться испытывать радость от молчаливого пребывания с Ним. Это легче, чем может показаться сначала; для этого нужно немного времени, немного доверия и решимость начать.

О Встрече

в том числе: О вере, образовании, творчестве О некоторых категориях нашего тварного бытия О призвании человека О свободе и о подвиге Как жить с самим собой О встрече О богослужении и стиле христианской жизни Духовность и духовничество Мысли о религиозном воспитании детей

О слышании и делании

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Евангелие читается в церкви почти на каждом богослужении; на каждой службе мы предстоим слову Божию и думаем, что этим мы становимся народом Божиим. Но от нас требуется гораздо большее, если мы хотим быть таким народом Божиим, — тем народом, который может сказать, что Божественное слово принадлежит ему.

Ступени

Что значит быть христианином? Как оставаться христианином в современном мире?

Быть христианином, в каком-то отношении, очень просто. Христианин - это ученик и друг Христов. Эти понятия смежные, но есть между ними и различие. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и мы должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, чему Он учит.

Таинство любви

Брак - чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, - оказываются единством.

Труды

Эта книга - самое полное из издававшихся когда-либо собрание бесед, проповедей и диалогов митрополита Сурожского Антония.

Митрополит Антоний, врач по первой профессии, - один из наиболее авторитетных православных богословов мира, глава епархии Русской Церкви в Великобритании. Значительная часть текстов публикуется впервые.

Человек перед Богом

Книга «Человек пред Богом» составлена из устных выступлений митрополита Антония и охватывает период с 1969 по 1991 гг.

Беседы Антония Сурожского объединены общим настроением предстояния перед Богом. Эта книга требует внутренней тишины и медленного чтения: подобно тем паузам, которые делал сам владыка во время бесед в своей общине.

Комментарии читателей

Людмила / 14.01.2017 Роман, это вы сказали, вам и отвечать за эти слова. Владыко Антоний, верный служитель Божий, обратил в веру в Господа Иисуса Христа множество людей и по сей день обращает посредством своих книг, проповедей. Личным служением и сейчас вдохновляет христиан на подвиги. Вечная память Владыке Антонию! +++

Татьяна / 22.10.2015 Батюшка Антоний, добрый человек, он столько претерпел в жизни, ни один здравомыслящий человек не поверит в то что батюшка был за человекоубийство.Не мудрствуйте,уважаемый Роман: где простота там ангелов со ста, где мудрено там не одного.Любите Господа нашего, любите в каждом человеке, живите своей совестью и своим умом.

Любовь / 5.09.2015 Митрополит Антоний Сурожский -величайший, выдающийся христианский проповедник последнего времени. Его проповеди в простоте слова доносят Истину Божью в свободе мысли, чистоте и глубине с любовью. Будучи врачём с бльшой рактикой спасения жизней в ВОВ, он знал Цену Жизни не по-наслышке, поэтому его посвящение своей жизни делу Христову, делу Спасения человека было осознанным, глубоким духовным посвящением. И ни чьи домыслы не в силах бросить тень невежества на этот Свет, который излучал этот служитель Божий.Вся его сознательная жизнь- Божий прожектор, а там, где Свет, там нет тьмы. "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" - сказано в Писании. Подтверждением верного благочестивого служения Митрополита Антония является его слово,которое запечатлено благодарными слушателями и, которое стало русским духовным наследием всем поколениям.

Светлана / 5.09.2014 1. «…есть матери, которые настолько хотят ребенка, что они готовы идти на то, чтобы родился ребенок, который заведомо всю жизнь будет страдать физически или психически потому только, что они хотят иметь ребенка…»
Я эти слова понимаю не как толчок к аборту, а как внимательное размышление о ребенке, об ответственности за его жизнь – перед тем, как зачать. Возможно, лучше предохраняться, чем зачинать, заведомо зная, что урода. Возможно лучше вообще не вступать в таком случае в брачные отношения. Он это имел в виду.
С чего взяли, что АС говорил об аборте? Из чего это видно?
2. «Прот. Сергий Гаккель: Тем не менее, урод все-таки является человеком. Полноценным человеком. Однако было высказано такое правило, что человека нельзя убивать. Как тогда подходить к этому вопросу?»
Сергий Гаккель задал сразу несколько тем в одном вопросе. На какую отвечает митрополит и что именно он отвечает? Он говорит: «Честно говоря, я не знаю, как к нему подойти». Вот его главный ответ. А дальше он говорит: «Я думаю…» То есть это он думает, просто думает, никому не навязывает. Не выдает за учение и истину. Он думает, примеривая на себя и состояние матери урода и состояние урода. Не со стороны смотрит, а встает на их место.
Вот его резюме: «…не каноны изменять, а приходится задуматься…» Задумывается он, и вам предлагает задумываться, и вставать на место того, кому вы что-то вменяете.

Светлана / 5.09.2014 Почитала статьи "очернителей" митрополита АС, очень они зацепились за слово об абортах.Вывернули слова Антония Сурожского после его смерти таким образом, чтобы очернить его. В тексте больше слов комментатора, чем собственных слов А.С. Во-первых, "по медицинским показаниям" может относиться к состоянию матери - с чего взяли, что ребенка? Мать может рисковать жизнью, и ее нужно будет таким образом спасать...А может, слова относятся и к ребенку, если он вскоре начнет разлагаться в утробе - ведь извлечение трупа из утробы это тоже аборт? А потом, какое лицемерие - говорить, что нельзя предохраняться. Ведь это только слова, ответственность за которые никто на себя не берет, и сами того не делают. Митрополит не желал разбрасываться пустыми словами, он каждую ситуацию примеривал на себя. Кроме того, не навешивал людям бремена неудобоносимые. А к себе строг и ответственен был даже в словах, не только в делах. Безответственно ляпать на каждом шагу - не делай того, сего, или делай так, эдак. А самому к этому не касаться. Вот именно из-за этой строгости и ответственности у него до сих пор столько врагов. Полистали его книги, о, это через чур для нас, о, этого мы не можем, о, значит, батюшка был никудышный, не можем до него возвыситься, давай его унизим.

Гость / 8.10.2013 Лариса
Полностью согласна с Ириной.

сергей / 16.09.2013 Роман, митрополит Антоний Сурожский был категорическим противником абортов.Он говорил о возможности прерывания жизни плода в чреве лишь в абсолютно исключительных случаях!!! - когда состояние плода такое ущербное, что абсолютно не позволяет в будущем вести ему

Роман, митрополит Антоний Сурожский был абсолютным и категорическим противником абортов. Он очень осторожно говорил о возможном прерывании беременности лишь в исключительных случаях, когда состояние плода таково, что обрекает при рождении будущего человека на безусловное и немалое мучение.Это - абсолютно разные вещи, и ни о каком поощрении абортов и речи нет. Приведите хоть один пример такого поощрения, как оправдания распущенности. А также - в чем, конкретно, вы видите, как вы выражаетесь, адогматизм в проповедях владыки Антония? Укажите хотя бы один нарушенный догмат православного вероучения и в чем он был нарушен.

Гость / 5.08.2013 роман я не заметила что он одобряет аборты,но для новоначальных он очень мягко объясняет путь к вере и к богу ведь бог это любовь,очень мудрый человек и великий проповедник

Вячеслав / 23.03.2013 Пожалуй один из не многих, по настоящему близких к учению. Ортодоксы и их фарисейство, уже давно устарело и поэтому они не любят мягко говоря настоящих проповедников каким был допустим А.Мень. Вот и некто Роман уже наследил...

Вера / 22.03.2013 Я вчера только прочла немного из его книги, которой здесь нет, но она очень интересная. "Учитесь молиться"
Сегодня просмотрела ролики с его проповедями и фильм о нем. Мое мнение, хотя я не считаю себя православной, это был необыкновенный, святой человек. Учащийся любви сам и обучавший ей свою паству.
Я могу предположить, что и в том мире, где он сейчас, он продолжает дело Христа, дело внесения любви в человеческие души.

Анна / 22.07.2012 Роман, это Ваше личное мнение о Митрополите Антонии или мнение А.Осипова?..

Ирина / 6.01.2012 Самый лучший богослов, на мой взгляд. С его книг надо начинать путь к Богу!

Елена / 11.12.2011 Потрясающие книги!

Роман / 5.04.2011 Митрополит Антоний исповедовал не Христову Православную Веру, а свое собственное учение, строящееся на адогматизме и как следствие - на аморализме (поощрение абортов).