Какой веры дагестанцы в древности. Дагестан: население, история и традиции. Рост численности населения

Кавказ в глазах многих россиян до сих пор остается чем-то неведомым, а иногда и чуждым, порой пугающим. Из позитивного обычно вспоминаются лишь Олимпиада в Сочи и курорты Краснодарского края.

А если речь заходит о Дагестане? Так называемый, регион «05». Здесь тем более у большинства совсем смутные представления.

И это неудивительно: считается, что после нормализации обстановки в Чечне некоторые боевики и криминальные элементы переместились в соседние республики. В телерепортажах и сводках новостей Дагестан, как правило, упоминается исключительно в контексте терактов и локальных введений режима КТО.

Совсем недавно я специально побывала в Дагестане: мне хотелось вновь увидеть Кавказ и составить собственное впечатление об этой республике. Поводом послужили два важнейших исторических юбилея — 2000-летие города Дербента и 280 лет Кизляру.

Дербент

Дербент — это потрясающий по красоте старинный город-музей с лабиринтом кривых тихих улочек. Захватывающий вид: с одной стороны — подножие гор, с другой — Каспийское море. В древности Дербент занимал важнейшее геополитическое положение.

Я оказалась участником незабываемых по колориту торжеств! Этого юбилея в Дагестане ждали с нетерпением, к нему долго и напряженно готовились.

Накануне кто-то даже стал говорить: «вряд ли успеют». И, правда, было видно, что многое доделывалось даже ночью. Но они успели! В итоге город сверкал, был хорошо оформлен и готов к своему главному торжеству.

Даже присутствовавший на праздновании зампред Правительства России Александр Хлопонин признался: «То, что мы видим сегодня, открыло город по-новому и, действительно, соответствует самым современным мировым стандартам. Город Дербент — это фактически начало истории государства Российского на Кавказе, очень важный знаковый исторический, культурный центр нашей России».

В Дербенте мы стали зрителями хроники тысячелетий, отраженной в музыкально-театрализованной постановке «Гончарный круг Дагестана: от Дербентской крепости до ворот Кремля». Представление разворачивалось в стенах старинной крепости Нарын-Кала, и ощущение было таким, что ты оказался в какой-то восточной сказке. Во всем чувствовались многоликость и многогранность древнего города. Это было высококлассное шоу невероятной красоты, пронизанное идей единства народов и мирного сосуществования религий.

Кстати, о крепости…

Древнее водохранилище или храм?

В Нарын-Кала есть один загадочный памятник, дошедший до нас из глубокой древности. Крестообразное водохранилище. До недавнего времени считалось, что его предназначением было хранение воды.

Однако известный археолог и историк Кавказа Александр Кудрявцев (сам уроженец Дагестана), проводивший раскопки в Дербенте, смог научно доказать, что в водохранилище этот памятник перестроили гораздо позже, в XVII веке. Но изначально это был христианский храм.

Его стены ориентированы по сторонам света, что немного странно для водохранилища. Он имеет крестообразную форму, которая абсолютно схожа с христианскими храмами. Но что самое удивительное и сенсационное — его датировка. Этот христианский храм в сердце Дербента мог быть построен еще в V веке…

Дагестан и христианство

Мы привыкли считать, что Кавказ — это преимущественно регион ислама, испокон веков мусульманский. Но это все же заблуждение, которое исторически опровергается и археологическими раскопками, и древнейшими письменными свидетельствами.

Если сегодня кому-то сказать, что наш Кавказ (не только Грузия, Абхазия, Осетия) — это древнейшая колыбель христианства, многие не поверят. Тем не менее, это так. История, в отличие от, скажем, политики, оперирует не изменчивыми пропагандистскими шаблонами, а опирается на факты, основанные на документированных свидетельствах и дошедших до нас памятниках.

Обратимся к Дагестану. Казалось бы, это исконный мусульманский регион. Однако тот же археолог Кудрявцев приводит сообщение албанского историка VII века Моисея Каганкатвадзе, из которого следует, что христианство на Восточном Кавказе распространялось еще в апостольские времена, то есть еще в I веке. В древности на этих территориях существовала Кавказская Албанская церковь, основанная непосредственно учениками Христа. Там, где сегодня современный Азербайджан, христианство распространял сам апостол Варфоломей, один из двенадцати учеников Иисуса Христа.

В свою очередь ученик Варфоломея по имени Елисей, испросив в Иерусалиме у Иакова разрешение, направился в Южный Дагестан и прибыл в город Дербент. И проповедь его в Дербенте проходила в 60—62 годы по Рождестве Христовом — это еще I век нашей эры!

Согласно письменным источникам, к V—VI векам Дербент был одним из крупнейших христианских центров. То есть еще до появления на свете ислама на территории Кавказа уже в числе других религий было широко распространено христианство. Позднее христиан стали теснить последователи зороастризма. В VII веке пришли арабы… Христианство на многие столетия было вычеркнуто из истории большинства народов Кавказа, сохранившись лишь в отдельных, и то по большей части перестроенных в мечети и иные сооружения, памятниках.

Но как не выкинешь слова из песни, так и следы христианства из великой и удивительной истории Кавказа зачеркивать и забывать не следует. Пожалуй, наоборот, нужно изучать свои истоки и корни — этим можно только гордиться.

Крестный ход в Кизляре

2 октября 2015 года мне посчастливилось принять участие в небывалом для Дагестана и всего Кавказа крестном ходе. Он был приурочен к 280-летию города Кизляра и 1000-летию со дня преставления (кончины) равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.

Маршрут составил порядка трех километров и пролегал от Никольского храма до Свято-Георгиевского монастыря. Крестный ход возглавлял епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. На месте первого в городе храма в честь Казанской иконы Божией Матери, который располагался на территории Кизлярской крепости, архиерей отслужил молебен Богородице. Следующая остановка была на месте теракта 2010 года. В память о безвинно погибших была совершена заупокойная лития.

«Сегодня это торжественное шествие свидетельствует о том, что в Дагестане и на всем Кавказе спокойно, — отметил, обращаясь к собравшимся, епископ Варлаам. — Мы можем совершать богослужения, крестные ходы и рядом с нами наши братья мусульмане, которые обеспечивают охрану».

За свою жизнь я участвовала во многих крестных ходах, но одно дело идти по Владимирской земле, Тверской, Ярославской (то есть в центральной России), совсем иное чувство — когда ты шествуешь крестным ходом по земле Кавказа. Здесь все происходило с каким-то особым трепетом. В эти мгновения казалось, что сейчас мы все участвуем в истории!

Очень трудно передать словами впечатления от этого грандиозного события. Несколько тысяч человек идут по Кавказу — с молитвой, со слезами умиления, с невероятным душевным подъемом и гордостью — что мы православные.

Крестный ход совершался с тремя главными иконами — равноапостольного князя Владимира Крестителя, Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и святого Георгия Победоносца с подлинной частицей его мощей.

Этот образ великомученика Георгия был написан на Святой Горе Афон специально для Северного Кавказа.

Не стану скрывать: конечно, мне очень приятно, что к созданию этой иконы причастна мои близкие и моя семья! Мы знаем, как широко почитается святой Георгий на Кавказе! Его считают покровителем всего региона, традиционно к нему возносят молитвы не только в печали, беде, но и в радости. Наверное, и сами кавказские менталитет и темперамент располагают к такому пламенному почитанию святого воина-Победоносца…

Во избежание террористических актов для крестного хода были предприняты повышенные меры безопасности. Сами мусульмане помогали осуществлять достойную охрану.

Мы шли по улицам, и удивительно и умилительно было наблюдать за реакцией прохожих и местных жителей. Мы чувствовали с их стороны любопытство и поддержку. Кто крестился, кто снимал на телефон, детки махали руками.

Священнослужители шли в красных облачениях, что уже само по себе вызывало в сердцах идущих и зрителей настоящую пасхальную радость.

Этот крестный ход стал для Дагестана настолько торжественным и значимым событием, что казалось, весь Кавказ в этот момент испытывал некое духовное преображение.

И еще, действительно, была гордость.

С одной стороны, гордость сама по себе бывает и греховной, граничащей с гордыней. Но здесь, в Дагестане это была гордость не за себя — а за нашу веру, за то, что и на Кавказе наш народ хранит Православие.

И еще - гордость за нашу Родину, Россию, которая в течение столетий смогла под своим покровом собрать и объединить множество народов, национальностей, вероисповеданий. И каждый из этих народов смог сберечь свою историю, культуру и веру.

«Без Церкви, без веры Российское государство существовать не может. Господь даровал России мудрых церковных и государственных руководителей, тем самым сохранив наше великое государство с его духовными и нравственными ценностями, обычаями и традициями. Мы должны ценить, любить и понимать друг друга, ведь каждый человек — это храм Божий. Мы сильны, когда мы едины, ведь у нас общие ценности», — эти слова произнес перед нами епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам.

Мой Кавказ

Однажды, впервые когда-то побывав в Дагестане, я влюбилась в этот край, я влюбилась в Кавказ! В эту природу, в горы… и в людей!

Мой муж — он русский, сам родом из Дагестана, родился в Махачкале. Поэтому Дагестан и Кавказ для меня тоже родные.

Здесь я увидела удивительных и мужественных людей. Нам, «северянам», они могут казаться слишком эмоциональными — но они настоящие!

Они передают традиции своего народа из поколения в поколение. И одна из главных особенностей Дагестана и Кавказа - крепкая многодетная семья. Несмотря на бытовые и материальные трудности, в каждой семье много детей — и в этом залог выживания, залог будущего.

Здесь, на Кавказе, на древней земле многонационального Дагестана — особенно осознаешь, что мы все — дети одной страны, одной семьи — России, Союза.

Хотя, если смотреть только репортажи новостей, может сложиться впечатление, что история человечества — это сплошь история войн, ненависти и жестокости. Но ведь так и жизнь семьи можно представить как одни скандалы и ссоры. Но это неправда!

Сегодня, в эпоху глобализации, смешения народов и культур и нивелирования традиционных ценностей, опыт России особенно важен и ценен.

И подтверждение этому — наш крестный ход по Кавказу.

Туризм в Республике Дагестан стремительно развивается, предлагая обширные возможности для отдыха и посещения достопримечательностей. Туристов привлекают многочисленные памятники природы, архитектуры и истории, а также культура этнического сообщества. Республика находится в северо-восточной части Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря. Крупнейшее в мире озеро было названо морем из-за своих размеров. Оно стало одним из самых популярных мест для отдыха на благодаря теплому климату и великолепным песчаным пляжам. Туристические базы, гостиницы и санатории постоянно модернизируются, поэтому на отдыхе в Дагестане в 2019 году были практически заполнены.

Туристические возможности в Дагестане

Одним из уникальных уголков Дагестана является гора Шалбуздаг. Она является одной из самых высоких вершин юго-восточной части Главного Кавказского хребта. Гора имеет уникальную конусообразную вершину, напоминая своими очертаниями вулкан. Туристы часто взбираются на гору Ярыдаг, которая находится в Докузпаринском районе. Это место идеально подходит для любителей экстремальных видов спорта и альпинизма. Планируя отдых в Дагестане , стоит посетить Хучнинский водопад, расположенный в Табасаранском районе. После отдыха на водопаде можно отправиться в легендарную крепость «Семи братьев и сестры», которая была сооружена в XVII веке.

Уникальным памятником природы также является Карадахская теснина, получившая название «Ворота чудес». Туристам также рекомендовано посетить Сулакский каньон, водопад Тобот, песчаный бархан «Сары-Кум» и пр. Туризм в Дагестане позволяет посетителям республики ознакомиться с многочисленными объектами культурного наследия. На территории расположено более 6000 памятников культуры, архитектуры и истории. Отправляясь в Каспийск в Дагестане, отдых можно организовать на побережье Каспийского моря, а также ознакомиться с достопримечательностями города. Туристов также привлечет древнейший город Дербент, впечатляющий архитектурно-ландшафтными ансамблями.

Выбор туристического маршрута по Дагестану

Туристический портал Welcome Dagestan поможет посетителям выбрать места для отдыха в Дагестане, гостиницы, рестораны, экскурсии и мероприятия. Пользователи ознакомятся с отзывами туристов и убедиться в безопасности выбранного тура. На туристическом портале WelcomeDagestan.ru представлена полезная информация о местах и достопримечательностях республики.

Дагестан - республика в составе многонациональной России, именуемая страной гор, множества языков и контрастов. Горный народ Дагестана - это представители более сотни национальностей, трех религий, множества языковых групп и местных диалектов.

География края

Дагестан - самая южная и самая горная республика Российской федерации. Кавказские хребты занимают основную часть ее территории, именно здесь находится Базардюзо - самая высокая гора в России. Народы, живущие в Дагестане - настоящие горцы. Небольшая часть низменности находится лишь в северной части предгорья. Восток Дагестана омывают воды Каспийского моря. На территории республики насчитывается около 6 тысяч больших, малых и совсем маленьких рек и речушек, из них 100 относят к большим рекам (до Каспия доходят только 20 из них). Самые известные: Терек, Самур, Сулак.

Климат в целом относится к умеренно-теплому, колебания в температурных режимах и количестве осадков зависят от высотной расположенности, отдаленности от моря, окружения горными хребтами. Земельные угодья делятся на равнинные, предгорные и горные. Их география и определяет основное занятие местных жителей.

История края

Народ Дагестана прошел в своем историческом развитии такой трудный, насыщенный событиями путь, что полные описания его составляют не статьи, а целые тома. Некоторые национальности республики связывают родством с мидийцами, хеттами, народами древнего Шумера. Первым государством, в которое входила территория южного Дагестана, была Кавказская Албания, образованная в 5 веке до нашей эры. Постоянные войны приводили к тому, что земли переходили от одного государства к другому, менялись правители и религии. Постепенный процесс образования Дагестана как объединения различных национальностей был обусловлен необходимостью сплочения мелких племен для защиты своих земель от более сильных врагов. Исторически сложилось так, что лучшие равнинные земли занимали пришлые народы: арабы, шииты, сунниты. Исконно местные племена вытеснялись в горы, но со временем все сроднились и обосновали свой единый дагестанский эпос.

Немного статистики

Что поведают о Дагестане скупые цифры:

  • Территория республики - 50,3 тыс. км 2 .
  • Береговая линия - 530 км, всего сухопутных границ - 1181 км.
  • Самая высокая точка - 4466 км, средняя высота над уровнем моря - 1000 км.
  • Общая численность населения, согласно последней переписи, - 2125 тыс. человек.
  • Численность народов Дагестана - 102, из них коренных - 30.
  • Территориальное деление республики - 22 района.
  • Население сельской местности - 69 %.
  • Герои Советского Союза (дагестанцы) - 49 человек.

Народы Дагестана

Список основных народностей выглядит так:

  1. Аварцы - 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.
  2. Даргинцы - 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.
  3. Ногайцы - 16 % от численности, основное проживание - Ногайская степь на севере Дагестана.
  4. Кумыки - 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.
  5. Лезгины - 12 %, места расселения - горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.
  6. Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей - это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.
  7. Лакцы - сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.

Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы. Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики. Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.

Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.

Языковый состав

Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава. Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан. Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.

Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.

По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:

  • Северокавказская семья, нахско - дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).
  • Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).
  • Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).

Религиозные конфессии

В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами. Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман - шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи - таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %. Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: "Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?" В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, - это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев - это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики - около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район - Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

Обычаи и традиции

В странах, ведущей религией в которых является ислам, вся жизнь общества подчинена законам шариата, которые в большинстве случаев закреплены законодательно. Кавказцы, к которым относится и народ Дагестана, обычаи и традиции, регулирующие почти все стороны жизни общества, именуют словом «адаты». Уклад семейной жизни, взаимоотношения с соседями, правила сватовства и женитьбы, гостеприимство - все учтено в своде неписанных правил горцев, переплетено с некоторыми догмами религии, но не всегда соответствует законодательным нормам. Если правила приема гостей, почитания старших заслуживают уважения и похвалы, то адат кровной мести уже идет вразрез с государственными законами. Многие традиции в современном Дагестане постепенно теряют свою актуальность, но законы предков все еще сильны в здешнем обществе.

Знаменитые дагестанцы

Республика Дагестан, народы которой славятся своим трудолюбием, упорством, смелостью и талантами, подарила миру немало знаменитых и достойных земляков. Вот лишь некоторые имена, знакомые многим:

  • Джамал Аджигирей - борец ушу, актер.
  • Юсуп Акаев - летчик, Герой Советского Союза.
  • Али Алиев - борец, пятикратный чемпион мира.
  • Расул Гамзатов - поет.
  • Мансул Исаев - дзюдоист.
  • Муса Манаров - летчик-космонавт.

Приход Ислама в Дагестан начался с города Баб-аль-Абваб. Таким было арабское название города Дербент, что в переводе означает «Ворота ворот». Именно через эти «ворота» примерно в 22-ом году по Хиджре (642 г.) вошли в Дагестан первые посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к истинной вере.

Процесс приобщения народов Дагестана к Исламу, начавшийся в VII веке, растянулся почти на 900 лет и в основном завершился к концу XVI века. Главной отличительной особенностью этого процесса является тот факт, что народы Дагестана приняли Ислам непосредственно от самих представителей Халифата уже в первые годы его существования.

Есть много фактов, подтверждающих мнение о том, что распространение Ислама в Дагестане является многовековым процессом, а не единовременной акцией, стремительно прошедшей по всей территории Дагестана и утвердившей здесь позиции новой для жителей Страны гор религии.
Условно можно выделить два этапа того грандиозного и судьбоносного процесса: 1) середина VII в. – первая половина X в. и 2) вторая половина X в. – XV в. Принятие Ислама народами Дагестана стало мощным объединяющим фактором, позволившим выработать единую общегосударственную идею.

Приблизительно до XVI века распространение Ислама шло вширь, охватывая всё новые территории. В последующие века, с XVI по XIX, религиозно-правовые и культурные идеи и традиции Ислама окончательно упрочили свои позиции и влияние во всех сферах жизни дагестанского общества. Несмотря на то, что распространение Ислама шло неравномерно, тем не менее, это был очень последовательный процесс, охватывавший одну область за другой.

В ряде областей имели место случаи возвращения населения к доисламским культам и представлениям. В быту, в практике семейно-брачных отношений исламские принципы оказали влияние на местные обычаи, земельное и наследственное право, литературное творчество.

На территории Дагестана в то время существовало большое число раннефеодальных независимых государственных образований: Дербент, Серир, Лакз, Табасаран, Гумик, Туман, Филан, Хайдак, Зерехгеран, Хазарский каганат, а также множество союзов сельских общин. К примеру, принятие Ислама в Дербенте вовсе не означало, что то же самое происходило в Лакзе или Серире.

Дербент к тому времени занимал более привилегированное положение. Он являлся крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром. Здесь были построены первые мечети, здесь многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии. Если в IX веке Дербент был в основном арабским городом, то в X–XI веках он приобрёл статус полиэтнического города, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, лезгины, табасаранцы, аварцы, лакцы, даргинцы, кайтагцы, кубачинцы, осетины.

В Дербенте была построена первая на территории СНГ Джума-мечеть VIII века, сохранившаяся и до наших дней. Арабов, распространявших на первом этапе Ислам среди местного населения, позже сменили сами дагестанцы: в первых рядах пропагандистов Ислама были жители Дербента, Цахура, Кумуха, Хунзаха.

Газета «Исламский вестник »

Самой южной частью Российской Федерации считается республика Дагестан. Столицей ее уже на протяжении практически 100 лет является город Махачкала. Граничит эта республика с Грузией, Азербайджаном, Ставропольским краем, Калмыкией и Чечней.

Население Дагестана

Оценить можно не только по ее площади, но и по количеству проживающих в ней человек. Перепись населения Дагестана показала, что в 2015 году в республике проживало 2,99 млн человек. При этом плотность составляет 59,49 проживающих на каждый км 2 . Стоит отметить, что еще в 1989 г., по данным переписи, там жило менее 2 млн, а в 1996 г. - 2,126 млн человек.

Но оценить истинное количество граждан республики можно, если знать, что еще более 700 тыс. проживает за пределами региона. О таком количестве говорит правительство субъекта РФ. Среди всех горных районов плотность населения в Дагестане является одной из самых больших. В среднем на каждую женщину приходится 2,13 детей.

Говорит население на русском и Дагестана. Но при этом лишь 14 из всех этнических языков республики имеют письменность. Остальные являются устными. Но наиболее распространены только 4 языковых группы.

Рост численности населения

Отличается республика и высокой рождаемостью. Она занимает почетное третье место по этому показателю в России. Опережают ее лишь Ингушетия и Чечня. Ежегодно на каждую тысячу жителей приходится 19,5 новорожденных. Еще 5 лет назад эта цифра составляла 18,8 в республике Дагестан.

Население растет ежегодно. Темп прироста количества людей является максимальным по России. При этом в городах живут лишь 45% людей, остальные - в сельской местности. Мужчин в данном субъекте РФ немного меньше, их доля составляет 48,1%. Если брать в расчет лишь численность населения Дагестана, то эта республика занимает 13 место среди всех субъектов Федерации.

Распределение по городам

Наиболее густонаселенной является столица республики - город Махачкала. Непосредственно здесь проживает 583 тыс. человек. А если в расчет брать все населенные пункты, находящиеся в подчинении столицы, то выйдет около 700 тыс. людей.

Достаточно много человек проживает в других городах республики Дагестан. Население города Хасавюрт составляет практически 137 тыс., Дербента - 121 тыс., Каспийска - 107 тыс., Буйнакска - 63 тыс.

Если смотреть в разрезе районов республики, то наиболее густонаселенным будет Хасавюртовский: в нем во время переписи насчитали 149 тыс. человек. В Дербентском районе проживает 102 тыс. дагестанцев, в Буйнакском и 78 и 79 тыс. людей соответственно.

Национальный состав

Стоит отдельно отметить, что население республики Дагестан является уникальным сообществом с этнической точки зрения. На 50 тыс. км 2 проживает более 100 различных народностей и национальностей. Не стоит забывать, что часть территории - это непригодные для проживания горные массивы.

Наиболее многочисленной группой является коренной народ - аварцы. По сведениям 2010 года их численность составляла 850 тыс. человек, что на тот момент равнялось 29,4% от всех жителей. Следующей по многочисленности является Это тоже республики, поэтому важно знать, осталось их сколько. Население Дагестана растет, соответственно, увеличивается и численность этнических групп. В 2010 в республике проживало 490 тыс. даргинцев (17% от общего количества), а в 2002 году их было заметно меньше - 425,5 тыс.

Третьими по численности являются кумыки. В Дагестане их проживает практически 15%, или 432 тыс. человек. Ненамного меньше там лезгинов, они составляют 13% от общего количества жителей. Численность этого народа в республике равняется практически 388 тыс.

Также в результате переписи было выяснено, что иных этнических групп заметно меньше. Например, в Дагестане проживает чуть более 5% лакцев, по 4% азербайджанцев и табасаранов, 3,6% - русских, 3,2% - чеченцев.

Религиозные особенности

Население достаточно разнообразно. Но при этом практически у 90% жителей одна религия. Большинство в этой республике исповедует ислам. Распространяться эта религия начала на указанной территории еще в VII веке. Первоначально она появилась в Дербенте и на равнинной части. Господствующей религией ислам стал лишь в XIII-XIV веках.

Столь длительное его распространение объясняется длившимися в тот период на протяжении двух столетий междоусобными войнами. Но только после нашествия монголо-татар и последующего за ними нападения Тамерлана ислам стал религией всех горных жителей республики. При этом в Дагестане существует два его направления: суннизм и шиизм. Первое из них исповедует абсолютное большинство - 99% жителей республики Дагестан.

Население, относящееся к оставшимся 10% людей, которые не являются мусульманами, исповедует христианство и иудаизм. При этом православных там 3,8% от общего количества жителей. В середине 90 гг. в Дагестане было более 1,6 тыс. мечетей, 7 церквей и 4 синагоги. Такое количество религиозных объектов дает четкое представление о том, какая религия преобладает.

Исторические особенности

Получившееся этническое разнообразие является следствием исторического развития этого региона. Всегда Дагестан делился на сложившиеся историко-географические области. Отдельно выделяют в этой республике такие регионы: Авария, Акуша-Дарго, Агул, Андрия, Дидо, Аух, Кайтаг, Лакия, Кумыкия, Салатавия, Лекия, Табарстан и прочие.

Территория современного Дагестана была обитаемая уже миллион лет назад. В результате войн в начале прошлого тысячелетия эти места отошли в подчинение хазарам, а после их заняли татаро-монголы.

Отпечаток на развитии оставила и вторая Русско-Персидская война. В XVI веке россияне основали город Порт-Петровск (сейчас Махачкала) и формально присоединили к территории Российской Империи все побережье Каспийского моря.

К XVII веку Дагестан стал Кавказкой губернией. Но в середине века на данной территории прошло восстание, которое переросло в Кавказскую войну. В результате была образована Дагестанская область в составе Империи под военно-народным управлением.

В советское время была создана Дагестанская АССР. В 1993 году она стала республикой Дагестан.

Культура и спорт в республике

Благодаря разнообразному этническому составу республика является уникальной. Это накладывает отпечаток и на культурное развитие региона. Например, здесь есть несколько национальных театров, среди них Даргинский и Кумыкский. Старый город, Цитадель и ряд сооружений города Дербента включены в списки всемирного наследия ЮНЕСКО. В республике насчитывается около 8 тыс. памятников.

Одно из самых крупных книгохранилищ Северного Кавказа, в котором находится более 700 тыс. документов, расположено именно в республике Дагестан.

Население также активно занимается спортом. Регион является одним из лидеров в России по полученным спортивным достижениям. Уже на протяжении 50 лет Дагестан славится борцами. Более того, 10 выходцев из данного региона стали олимпийскими чемпионами, 41 человек был удостоен звания чемпиона мира и 89 - чемпиона Европы.

Национальные традиции

Отдельно все исследователи отмечают уникальный фольклор Дагестана. Основой духовного наследия республики является именно многоязычность и многонациональность региона. Устно-поэтическое творчество развито еще с глубокой древности. Здесь есть своя мифологический жанр.

Изобразительное искусство получило свое развитие лишь в XX веке. В республике были как художники, так и скульпторы. Зато декоративно-прикладное искусство корнями уходит в эпоху бронзы. Сейчас в Дагестане изготавливают ювелирные изделия, которые украшаются эмалью, чернью, гравировкой. Отдельные регионы известны благодаря медным чеканкам, деревянным изделиям с серебряными насечками или инкрустациям костью, керамике с росписью, коврам.