Православные отмечают праздник благовещенья. Коротко о празднике. Благовещение Пресвятой Богородицы Праздник пресвятой богородицы 7 апреля

7 апреля во всех православных храмах России, в том числе и Мордовии, состоятся торжественные службы: верующие встречают светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, один из 12 важнейших праздников в церковном календаре. Подчеркивая радость этого дня, свои чёрные, великопостные, облачения священники меняют на светло-синие (одежды священства на праздники в честь Божией Матери всегда - «небесного» цвета).

События Благовещения описаны апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает: в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Архангел Гавриил был послан Богом в город Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира. «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33) Тогда Дева Мария задала Архангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что Гавриил обещал бессеменное, таинственное зачатие - «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Увидев в словах Архангела волю Бога, Дева Мария произнесла значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа.

Евангельские слова Архангела Гавриила образовали молитву, которую мы, верующие, произносим каждый день. Это «Песнь Пресвятой Богородице»: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». В чем же значение этого праздника для всех нас? «С явления Архангела Гавриила Богоматери начинается начинается история Нового Завета, история нашего Спасения, открываются закрытые прежде для человечества врата рая, - поясняют священники. - Пресвятую Богородицу мы так и именуем в акафистах: «Дверь спасения», «Дверь Света». Поэтому икона Благовещения и помещается на Царские врата в каждом храме. Ведь Царские врата - символический образ райских врат».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, - поясняет профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, и не от своего нареченного мужа Иосифа. ...Христиане знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка... Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие «Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью. Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

Как встретить праздник Благовещения? По православной традиции - на службе в храме. В этот день верующие стараются исповедоваться и причаститься. Домашние работы на Благовещение не благословляются: как говорится, «в этот день птица гнезда не вьет, девушка косы не плетёт». Зато праздник можно отметить добрыми делами. На трапезе постящимся разрешается рыба.

Александр ЕФРЕМОВ

Праздник Благовещения напоминает о великом событии, которое начинает новую эру в истории человечества. По библейскому преданию в этот день Архангел Гавриил пришел к Марии из Назарета, чтобы объявить о том, что Святой Дух чудесным образом снизошел на нее, и Дева в чреве своем понесла Сына Божия. Благовещение Богородицы, в отличие от Пасхи, всегда отмечается в один и тот же день, так как относится к категории “неподвижных” церковных праздников и выпадает на 7 апреля (25 марта по юлианскому календарю), то есть ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Событие относится к числу 12 наиболее важнейших праздников христиан. С этим днем в церковных традициях и народных поверьях связано множество правил и верований.

История

Впервые это событие было отображено в Евангелии от Луки. В нем описывается посещение архангелом Гавриилом Марии, который принес благую весть, что она выбрана Матерью Сына Божия. Он подошел к ней и сказал: “Радуйся, Благодатная, Господь с Вами”. Дева испугалась, но посланец успокоил ее, объяснив, что она была выбрана из числа многих женщин, чтобы завершить великую работу Творца по спасению рода человеческого.

Евангелист уделяет особое внимание преданности к вере, характеризующей девушку. Мария смиренно и с благодарностью приняла объявленную ей честь с глубоким доверием к Божьим намерениям. Несмотря на особое значение этого события для христианства в целом, праздник Благовещения не был официально утвержден в течение длительного времени. Церковь восточного обряда ввела в литургию его в V веке, в то время как католики признали его только в VII. Первоначально основное внимание было сосредоточено на образе Христа, который в момент благой вести начал свое пребывание на земле. Этому дню поклонялись, потому что он стал датой воплощения Господа в человеческом облике.

Позднее, в эпоху Раннего Средневековья, знаменательную дату стали отождествлять с Матерью Божию, как той, через которую Божий замысел был выполнен. Об этом свидетельствуют древние храмы Благовещения, датируемые IX–X веком, построенные в честь Девы Марии. С этим праздником связана одна из наиболее распространенных молитв православных верующих. Тропарь «Богородице Дево, радуйся», наравне с «Отче наш» входит в список обязательных к прочтению утренних молитв. Он присутствует во всех торжественных литургиях. У католиков западного обряда эта молитва известна как «Аве Мария».

Церковные и народные традиции

Христианство и язычество на территории Руси тесно переплелись между собой. Причудливая смесь церковных догматов и древних обычаев характерна и для празднования Благовещения. Миряне верят, что в этот день каждая молитва будет услышана, а совершив нехитрые действия, можно заручиться удачей и благополучием на целый год.

Церковные каноны

Благовещение Пресвятой Богородицы традиционно совпадает со временем Великого Поста и его особыми вехами. Если оно не приходиться на Светлую седмицу, а также праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), то порядок церковной службы следующий:

  • Великое повечерие. Аналогично с Пасхальным и Рождественским богослужениями служба начинается накануне и продолжается в течение всей ночи. Время, в которое проводится служение, выбрано не случайно и имеет свою историю. Она уходит корнями к эпохе рождения религии. На заре христианства, когда неофиты особенно жестоко преследовались, ночь и ранее утро были наиболее безопасными моментами для служб. Этот символизм перешел и до нынешних дней.
  • Утреня. Одна из самых продолжительных служб годичного цикла. От ежедневного канона отличается набором молитв, которые, как считают верующие, имеют особенную силу. Поэтому попасть к благовещенскому богослужению стараются многие. Во время утрени происходит освящение пищи. Для этого события характерен особый обряд – хлебопреломления, в ходе которого священник благословляет хлеб и вино и раздает прихожанам.
  • Вечерня. Завершающим этапом празднования является вечерняя служба. Она совершается в порядке, принятом для этого дня недели.

Поскольку Благовещение совпадает по времени с Великим постом, в честь праздника церковь разрешает послабление. В такой великий день постящемуся прихожанину разрешено употребить в пищу рыбу и вино. Если эта дата приходится на среду или пятницу, то строгий пост в эти моменты отменяется.

Народные обычаи

На Руси Благовещение зачастую совпадало с началом работы на земле, поэтому его воспринимали как начало весны, момент окончательного ухода холодов. Подобный символизм способствовал зарождению обрядов и верований, связанных с плодородием. Считалось, что до этой даты ничего нельзя высаживать и сеять, так как земля еще спит.

Для повышения и сохранности урожая в этот день предками выполнялись следующие обряды:

  • В печи сжигали дрова и полученную золу смешивали с освященной в церкви солью. Полученную смесь разбрасывали по углам поля или огорода. Она была призвана защитить участок владельца от недоброго глаза, уберечь посадки от града и вреда, наносимого людьми.
  • Освящение зерна. Подготовленные для посадки яровые старший мужчина в доме крестил взятой в руки благовещенской иконой и заговаривал на урожай.
  • Крошки от освященного во время утренней литургии хлеба перемешивались с семенами на посадку. Также с этой же целью предки добавляли к зернышкам немного благовещенской соли.

Для мира между членами семьи, благополучия дома и здоровья использовали следующие приемы:

  • Каждый должен был натощак съесть освященную просфору и запить ее взятой из церкви водой. Это средство должно было защитить человека от болезней и неприятностей, подарить удачу и достаток.
  • Заготовка благовещенской соли. Каждый проживающий в доме член семьи должен был взять по горсти соли, которая впоследствии калилась с соответствующим заговором-пожеланием на сковороде и ссыпалась в общий мешочек. Эта смесь считалось мощным средством против болезней и защитным оберегом от недоброго глаза. Ее подсыпали не только людям, но и использовали для животных, птиц.
  • Женщины, чей муж отличался буйным нравом или плохим характером, должны были супруга назвать 40 раз «милым». Тогда, по поверью, он весь год будет ласков и предупредителен.

Имелись и ритуалы на исполнение желаний, проводить которые надлежало в благовещенские дни. К таковым действиям относится:

Символическое выпускание птиц на волю. В 1995 году церковь возобновила этот обряд в государственном масштабе. Но если сейчас это красивая церемония, то в былые времена этот ритуал имел практическое значение. Тогда считалось, что таким образом можно избавиться от бед и неудач и обрести благополучие. Для этого требовалось накануне или утром приобрести птицу и рассказать ей о своих проблемах и просьбах, которые адресовались Богу. Затем во время службы их выпускали. Считалось, что птица полетит прямо к Господу, так как в такой великий праздник открываются небеса.

Заговор-молитва к архангелу Гавриилу. Если у человека имелось особенное желание, то для его исполнения в будущем году нужно было с восходом солнца пойти на перекресток дорог, и поклонившись 3 раза на восток, трижды прочитать молитву этому ангелу и своими словами изложить просьбу. Купцы и прочий торговый люд на Благовещение не упускали возможности упрочить свое состояние. Для того чтобы торговля имела успех и в лавке всегда было много покупателей, в день торжества было необходимо: Утром, до прихода первого покупателя, окропить помещение и товар заговоренной водой. В качестве шепотка-молитвы использовались тексты, в которых говорилось о том, что «как народ в храм в святой праздник идет, так и покупатели ко мне шли». Посетить церковь, обязательно дождавшись праздничного звона. Когда начнут бить колокола, требовалось взять в руки кошелек и сказать определенные слова об умножении денег в нем. Подать щедрую милостыню нищим, стоящим возле входа в храм. Свои приметы в этот день имеют и воры. Ранее бытовало мнение, что тот мошенник, которой в этот день украдет какую-то вещь, пускай даже совсем малоценную, сущий пустяк, будет удачлив на своем пути все будущие 12 месяцев. Это поверье характерно именно для дня Благой вести. Если иные даты сопровождаются своими обрядами на возрастание плодородия, благополучия, улучшение здоровья и исполнение желаний, то воры пользовались возможностью получить «оберег» только 7 апреля.

Запреты

Благовещение, как и многие другие церковные двунадесятые праздники, имеет свои правила и ограничения. Некоторые из них особенно строги, например, как запрет что-либо делать.

В народе говорят «в Благовещенье девка косу не плетет, птица – гнезда не вьет». С этим поверьем связана легенда о кукушке. В сказании упоминается, что эта птица не имеет дома из-за того, что целенаправленно нарушала господний запрет. С тех пор она вынуждена подкидывать свои яйца в чужие гнезда и быть гонимой всеми.

Также нельзя в благовещенские сутки выполнять следующие действия:

  • Одалживать что-либо или, наоборот, давать деньги и вещи посторонним. Иначе вы можете потерять свое благополучие, здоровье, покой и мир в семье. Это требование следует соблюдать неукоснительно, даже если просящий у вас что-то человек хорошо знаком и вам неудобно ему отказать. Важно следить за тем, чтобы у вас самих ничего не унесли из дому. Поэтому 7 апреля нежелательно приглашать гостей. Отмечают праздник обыкновенно семьей.
  • Шить, плести, вязать. Нитка у многих народов мира ассоциируется с жизнью, поэтому всякий, кто берет ее в руки для работы, может запутать свою судьбу, внести проблемы и неприятности.
  • Заниматься своими волосами. Нельзя не только стричься, мыть голову, но и даже расчесываться по причине опасности порушить свою судьбу. Также в качестве наказания могут выпасть волосы.
  • Надевать обновки. Новые вещи быстро порвутся или непоправимо испортятся, а в течение года не будет возможности приобрести другие. Девушки, нарушившие запрет, до следующего Благовещения не выйдут замуж.
  • Начинать что-то новое. В противном случае успеха в делах не будет. Современная примета, говорящая о том, что в понедельник нельзя начинать серьезные вещи (строительство, бизнес и т.д.) в старину имела другую трактовку. Ранее считалось, что не следует приниматься за какое-либо дело в день недели, соответствующий прошедшему Благовещению. Например, если это торжество выпадало на среду, то она считалась в будущем году несчастливым днем.

Следует этот день провести, так, как хотелось бы. По поверью считается, что каким будет этот праздник, таким будет и весь год. Поэтому не стоит на Благовещенье обижаться, ругаться с окружающими вас людьми. Напротив – необходимо провести сутки в хорошем, светлом настроении. Не оставайтесь в одиночестве. Даже если у вас нет своей семьи, воспользуйтесь возможностью и посетите своих родных, повстречайтесь с друзьями. Людям, у которых есть домашние животные, желательно накормить их хорошо. В еду следует добавить крошки освященных просфор. Таким образом, хозяин ограждает не только себя, но и своих питомцев от болезней на будущий период.

Приметы на Благовещение

  • Какой погода будет 7 апреля, такой будет и на Пасху. Кроме того, если в этот день: лежит снег, то его можно будет увидеть в поле и на Егория (6 мая).
  • Утром выпадет иней или туман – к благоприятному для урожая лету, хорошим в этом отношении знаком также считался сильный ветер.
  • Дождь – лето и осень будут грибными; гроза – к жарким летним месяцам.
  • Солнечная безветренная погода – к частым грозам.
  • Не видно на улицах летающих ласточек – весна будет холодной и затяжной.
  • Если ночь во время всенощной теплая, то и весна придет дружно, без серьезных заморозков.

Народные приметы и наблюдения касались не только погоды, но и жизни человека. Бытовало мнение, что:

  • Кто напьется в благовест, у того в роду будут горькие пьяницы.
  • У того, кто разожжет печь, случится в ближайшее время пожар.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

Благовещеньев день 7 апреля считается одним из четырех важнейших событий года: Рождество — Благовещенье — Иван Купала — Воздвиженье. Считается, что именно в Благовещенье и начинается так называемое летнее полугодие — зима перестает сопротивляться весне и покорно сдает свои позиции. А еще 7 апреля просыпаются обитатели лесов, рек и озер. «Щука хвостом лед разбивает», — говорят про Благовещеньев день.

Wikimedia.org

Что можно и нужно делать в Благовещенье

  • Самое главное — в Благовещенье разрешено максимальное послабление для всех, кто постится. 7 апреля вам можно съесть даже рыбу, обязательно этим воспользуйтесь. Следующий такой сытный день у вас только через 2,5 недели.
  • Те, у кого есть возможность, должны непременно сходить в храм, на литургию. Если возможности нет, оставайтесь дома, но обязательно в этот день найдите время для чтения правильной литературы, молитв, размышлениях о Боге, своем месте и предназначении в мире.

Можно ли работать в Благовещенье

Говорят, на Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет, то есть делать ничего нельзя. Возможно, люди действительно устраивали себе выходной 7 апреля, но очень давно, когда их распорядок подчинялся церковному календарю. Тогда верующие жили на земле и в большинстве своем занимались сельским хозяйством. Шесть дней — с 1 по 6 апреля они пасли скот, пахали, убирали, поливали, а 7 апреля — в Благовещеньев день — могли устроить себе отдых. В XXI веке представить подобное сложно — врачи лечат людей, педагоги читают лекции, пекари готовят хлеб… В общем, если у вас есть возможность перенести какие-то свои крупные дела или мероприятия на 8 апреля и далее — сделайте это. Если нет — не волнуйтесь, работать в Благовещенье не грех.

Мифы Благовещеньева дня

Благовещенье обросло всевозможными правилами и приметами. Но стоит понимать, что почти все они возникли очень давно, определенными людьми в определенных регионах, и строго следовать им не нужно. Священнослужитель Павел Ильинский озвучил самые распространенные заблуждения — скажем так, мифы Благовещенья.

  • 7 апреля, в Благовещенье нельзя отдавать что-то из своего дома и одалживать деньги, может пропасть здоровье — миф, можно отдавать и одалживать;
  • Нельзя стричься и причесывать волосы — миф, можно и даже нужно, если вы проснулись растрепанным;
  • Нельзя жечь свечи и лампы для освещения дома, чтобы не пропустить тень ангела — миф;
  • Нельзя надевать новую одежду, она порвется или сильно испачкается — миф. Но если вам очень хочется, то можете новое и не надевать. Но не увлекайтесь!

Как правильно провести Благовещеньев день 7 апреля

Наилучшее решение — провести Благовещенье спокойно, радостно, духовно. Позвольте себе чуть больше обычного в плане еды — в этот день послабление, помните? По возможности отложите важные дела, сходите в храм или почитайте молитвы дома. Подумайте, поразмышляйте и помечтайте.

По приметам на 7 апреля судили о лете и об урожае. Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы установлен в память о чудесном явлении Деве Марии архангела Гавриила. Он принадлежит к числу двунадесятых и празднуется ежегодно 7 апреля.

События Благовещения описаны апостолом Лукой, который сообщает, что Господь послал в Назарет к Деве Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя мира. Слова архангела: «радуйся, Благодатная» – первая благая весть для человечества после его грехопадения.

Дева Мария была дочерью праведных Анны и Иакова, которые долгое время не могли иметь детей. Когда же они практически отчаялись, к Анне явился ангел и сообщил, что скоро у неё родится дочь. Узнав об этом, женщина пообещала, что посвятит своего будущего ребенка Господу. Когда Марии исполнилось три года, родители сдержали своё обещание и отвели Её в храм Иерусалимский, где Она прожила до пятнадцати лет.

Когда Марии пришло время покидать храм, Она, по разрешению священника, обручилась со своим дальним родственником, праведным Иосифом. После обручения Мария поселилась в его доме в Назарете. Именно здесь, за 9 месяцев до Рождества Христова, свершилось явление архангела Гавриила, принесшего Ей благую весть (отсюда – Благовещение).

В каждой Православной церкви обязательно находится икона «Благовещение», которая входит в праздничный чин иконостаса, состоящего из икон, изображающих все двунадесятые праздники церковного календаря.

По всему миру построены Благовещенские храмы. Один из первых храмов на Руси был построен при Ярославе Мудром над золотыми воротами в Киеве (XI в.).

7 апреля: традиции и обычаи дня

Благовещенье – важный христианский праздник годового цикла. Наряду с , Рождеством Иоанна Предтечи () и ) Благовещенье приходится на одну из четырех ключевых точек в году, которая соответствует весеннему равноденствию. В народном понимании Благовещение – начало весенне-летнего полугодия. Само же название праздника толкуется шире. Оно ассоциируется не только с извещением Девы Марии о появлении на свет Сына Божьего, но ещё и с благой вестью о пробуждении земли ото сна и наступлении весны. Этот праздник всегда отмечали торжественно и в сосредоточенном раздумье.

Христианскую тему Благовещения наши предки осмысляли и в хозяйственном, бытовом ключе. Завершение одного периода и начала другого входят в основу календарного Благовещенского фольклора, хозяйственно-трудовой деятельности и обрядов, приуроченных к этому дню.

В народе Благовещение нередко сопоставляли с Пасхой, а порой этот праздник считали весомее Светлого Воскресения. Многие люди говорили, что Благовещение – самый большой у Бога праздник. В этот день запрещалась любая работа. Запрета придерживались не только люди, но и птицы и даже черти в преисподней:

На Благовещение птица гнезда не вьёт.

На Пасху и на Благовещение грешников в аду не мучают.

В первую очередь это праздник ассоциировался с приходом весны:

Покров не лето, Благовещение не зима.

На Благовещение весна зиму поборола.

Зимний путь портится за неделю до Благовещения или неделю после.

Если на Благовещение весна, то впереди ещё много морозов.

Чтобы ускорить приход весны люди совершали различные магические действия. Например, жгли костры, вокруг которых водили хороводы, пели песни и прыгали через огонь. В некоторых местах сжигали зимние постели (солому) и переходили спать в клеть. Хозяйки на новых холстах раскладывали пироги, которые несли на улицу и оставляли на ночь со словами: «Вот тебе, матушка весна».

В этот праздничный день солнце на востоке «играет». Люди выходили встречать солнце, любовались его Благовещенской игрой. Верили, что земля пробуждается от зимнего сна, поэтому до этой даты нельзя копать землю, вбивать в неё колья и столбы.

По легенде, в этот день перелетные птицы возвращаются в родные края. Наши предки встречали аистов и кукушек, ещё существовал обряд выпускать на волю птиц, чтобы пели они во славу Божию, а тому, кто их освободил, принесли счастье. Особенно массовым и красочным этот обычай был в Москве. Здесь с утра горожане спешили на птичий рынок, где у ловцов покупали пернатых и тут же отпускали их на волю. Птичек просили скорее привести весну.

Одни птички к этому дню только прилетают, а сорока, по народному представлению, в своё гнездо уже сорок палочек положила.

Благовещение – не только пора прилета птиц. К этому дню пробуждаются мухи и пчелы, просыпается в берлоге медведь, из нор выходят еноты и барсуки, из своих куч – лесные муравьи, а из трухлявых пней – ежи. Благовещенье – третья встреча весны. В это время из укрытий выходят змеи, ящерицы, лягушки и мыши, на пасеку выносили пчелиные ульи и открывали сезон полевых работ. Говорили, что 7 апреля Господь все растения благословляет.

На Благовещение предсказывали погоду как на ближайшие дни, так и на весь весенний цикл, строили планы на урожай, предрекали счастье и неприятности.

Приготовление к празднику было серьезное. Накануне дня:

  • убирались в домах;
  • лавки натирали можжевельником, чтобы защитить дом от нечисти;
  • трусили постель, заменяли солому в матрасах, а старую сжигали;
  • дымом окуривали зимнюю одежду, чтобы прогнать нечистую силу;
  • сжигали мусор, чтобы отогнать змей.

7 апреля: приметы и поверья

  1. Как Благовещение проведешь, так весь год и проживешь.
  2. Какое Благовещение, такая и Пасха.
  3. Если на Благовещение ночь теплая, то весна будет дружная.
  4. Если до сих пор снег на крышах лежит, то будет он в поле лежать и на ).
  5. Если к этому дню ещё не прилетели ласточки – весна будет холодная.
  6. Утренний туман – к большому разливу рек и ручьев.
  7. Безоблачное небо и яркое солнце – к грозному лету.
  8. Если 7 апреля ветер, туман и иней, то год будет урожайным.
  9. На Благовещение дождь – уродится рожь и будет грибное лето.
  10. Солнечный день – к хорошему урожаю яровых.
  11. На Благовещение мороз – под кустом овес. Ещё морозный день обещает урожай на грузди.
  12. Гроза 7 апреля – к теплому лету и урожаю орехов.
  13. На Благовещение хороший улов рыбы.
  14. Солнечный день – уродится пшеница.
  15. Если на небе мало звезд, то и яиц мало будет.
  16. Вёдро – к пожарам.
  17. Если день красный, то в этом году будет много бед и пожаров.
  18. Кто на Благовещение удачно сыграл в орлянку, тот на протяжении всего года будет выигрывать деньги в эту игру.
  19. На Благовещение воры начинают воровать, чтобы им весь год везло.
  20. Человека, работающего на Благовещение, постигнет несчастье.
  21. Если в этот день во время трапезы уронить крошки или пролить капли, то в доме будет много мух и блох.
  22. 7 апреля не надевают новую одежду, потому что с ней может что-то случится.
  23. Если на Благовещение человек будет здоров, сыт, одет и с деньгами, то всё в течение года у него будет хорошо.
  24. Сны с 6 на 7 апреля предсказывают будущее, но сбудутся они не скоро. Сновидение, увиденное днем 7 апреля, исполнится через 6 месяцев.

Видео: 7 апреля – традиции, обычаи и приметы

Благовещение Пресвятой Богородицы - это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования . Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть »). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой - Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

С овётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

K влsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

Б Gъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению - особенное:

Ґ рхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.

Библиотека Русской веры

В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Д нeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

Русский текст:

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Русский текст:

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает ». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.

Благовещение. Пьетро Каваллини, базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 год

Основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.


Благовещение. Андрей Рублёв, 1408. Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. ГТГ, Москва

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.

Благовещение. Костромской музей, конец XVII в.
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах Софийского собора в Киеве. XI век Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Устюжское Благовещение. Новгородская икона, вторая четверть XII век

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника ». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях.


Надвратная церковь Благовещения в Киеве

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).


Благовещенский собор Московского Кремля

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.


Благовещенская церковь в г. Витебске (Беларусь)

В честь Благовещения Богородицы освящен собор Муромского Благовещенского монастыря в г. Муроме Владимирской области. Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена в Муроме в 1192 году. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского мужского монастыря. В 1612-1616 году обитель сильно пострадала от пожаров, кроме того, ее разграбили поляки, однако в скором времени благосостояние монастыря восстановилось, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения от поляков обновлена игуменом». Высокий куб основного объема храма перекрыт сомкнутым сводом, который украшен двумя рядами кокошников. Третий ряд зрительно образуют кокошники в основании барабанов каждой из пяти глав. Основным элементом скромного декора являются оконные наличники. Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора.


В честь Благовещения Богородицы освящен монастырь в г. Киржаче Владимирской области. Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в летописи в 1564 году как каменная. Каждая стена церкви оканчивается вверху тремя полукружиями и разделена полуколоннами. Алтарь имеет три полукруглых выступа. На сводах устроен восьмигранник, на котором утвержден круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. Крест на главе восьмиконечный. В советское время Благовещенский монастырь не функционировал. В 1932-1934 годах был взорван храм преподобного Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов, в его помещениях в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. Только в 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены РПЦ и монастырь был возобновлен.


Благовещенский собор, храм Спаса Преображения и колокольня храма всех святых Благовещенского монастыря в г. Киржаче Владимирской области

В честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен монастырь в д. Тимошкино Владимирской области. Церковь построена в период между 1530 и 1540 годами. Благовещенская церковь монастыря - редчайший тип крещатого храма, являющийся прототипом церкви Вознесения в Коломенском.


Благовещенский монастырь в д. Тимошкино Владимирской области

В честь Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен Никандров монастырь в Псковской области, основанный в 1585 году. Тогда же была построена Благовещенская церковь. В 1665 году обитель была разграблена поляками, а в 1667 году сгорели все 4 церкви и монастырские постройки. Позднее обитель возродили. 9 ноября 1928 года обитель ликвидировали, постройки передали военному ведомству на слом. Монастырские здания разобрали на кирпичи, из которых построили военный городок, впоследствии уничтоженный немецкой авиацией. После закрытия Никандровой пустыни и сноса части ее строений, на монастырских землях местные жители организовали колхоз. В конце XX века монастырь стал возрождаться.


Благовещенский собор Никандровой пустыни в Псковской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Соловецкого Зосимо-Савватиевского Спасо-Преображенского монастыря на Соловках в Архангельской области. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - небольшой одноглавый храм, построенный над проездной аркой Святых ворот в 1596–1601 годах. Первоначально церковь была меньшего размера, с запада к ней примыкала паперть, с севера - деревянное крыльцо-всход. Венчала ее сложная кровля с трехъярусным пощипцовым покрытием. Храм неоднократно перестраивался: церковь, убрав паперть, «распространили» над Святыми воротами. Пощипцовое завершение после пожара 1745 года заменили четырехскатной крышей, деревянные галереи и крыльцо возвели каменными, окна и проездную арку растесали. В ходе перестроек увеличились площадь храма, над входом были устроены хоры, церковь оказалась включенной в объем крепостной стены. Благовещенская церковь была домовой церковью настоятеля и из алтаря сообщалась переходом с его покоями. Это единственный храм в монастыре, где сохранились конструкция иконостаса и почти в полном составе настенная живопись. Иконостас за свою историю не раз перестраивался. В 1836 году произошло его последнее поновление перед закрытием обители. С 1925 по 1937 годы в храме размещался лагерный музей. В настоящее время обитель возрождена.


Слева направо: Успенский собор, колокольня, Никольская церковь, часть купола Троицкого собора, Святые ворота с Благовещенской церковью и Спасо-Преображенский собор. Фотография С.М. Прокудина-Горского

В честь Благовещения Богородицы освящен храм Троицкого Антониева Сийского монастыря в п/о Большая гора Архангельской области. Благовещенскую церковь с трапезной и келарской начали возводить в 1638, а завершили в 1644 году. Высокое двухмаршевое крыльцо было перекрыто цилиндрическими сводами, поддерживаемыми гранеными столбами, оно подводило к огромной одностолпной трапезной, из которой можно было попасть и в церковь, и в келарскую. Завершение храма было сделано шатровым. Церковь, трапезная и келарская поставлены на высокий подклет, где на первом ярусе разместились хозяйственные службы - кладовые, пекарня. Церковь неоднократно подвергалась реставрации.


Троицкий Антониев Сийский монастырь. Дореволюционная фотография

В честь Благовещения Богородицы освящен собор в г. Сольвычегодске Архангельской области. На сооружении укреплена надпись: «…построен усердием и иждивением именитых людей Строгановых в 1560 году». Эта дата - начало строительства собора. Закончен он был двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой двухстолпный пятиглавый храм на высоком подклете. Основание собора опоясано галереей, которая первоначально была открытой. Особую прелесть фасадам собора придает широкая лента - фриз из фигурно уложенного кирпича в верхней части стены под закомарами. Однако ныне собор в значительной степени отличается от первоначального. Отдельные части здания значительно перестроены.


Благовещенский собор в Сольвычегодске

В честь Благовещения Богородицы освящен собор в с. Сновицы Владимирской области. На месте приходской церкви издревле существовал мужской монастырь. Благовещенская церковь датируется 1501 годом и является двухэтажной. После революции 1917 года храм разграбили и закрыли. Вскоре устроили в нем жилые квартиры. В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря разместилась воинская часть. В 1990 году Благовещенскую церковь вернули местной общине РПЦ.


Благовещенская церковь в с. Сновицы Владимирской области

В честь Благовещения Богородицы освящена домовая церковь во епископских палатах в Суздальском Кремле во Владимирской области. Первое указание на строительство каменного здания на архиерейском дворе в Суздале находим во Вкладной книге Суздальского собора, в которой записано: «Лета 7067 (1559 г.) владыка Афанасий поставил на дворе теплую каменную церковь во имя Благовещения с такою же палатой …» Здание этой церкви в XVII в. было перестроено и в таком виде дошло до нас.


В честь Благовещения Богородицы освящена церковь на архиерейском дворе в Суздальском Кремле во Владимирской области. Церковь датируется 1635-36 гг. В дальнейшем храм перестраивался.

Благовещенская церковь в Суздальском Кремле

В честь Благовещения Богородицы освящена надвратная церковь Покровского монастыря в г. Суздале Владимирской области. Церковь была построена в 1515 году. В течение веков она много раз перестраивалась. В советский период церковь была разорена. В конце 1950-х годов в ходе комплексной реставрации архитектурных памятников Покровского монастыря ее отреставрировали, в ней открылась музейная экспозиция. Богослужения здесь стали совершаться с 1992 года.


Надвратная церковь в честь Благовещения Богородицы Покровского монастыря в г. Суздале Владимирской области

В честь Благовещения Богородицы освящена надвратная церковь Спасо-Евфимиева монастыря в г. Суздале Владимирской области. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…». Церковь перестраивалась и в настоящее время представляет собой небольшой куб над одним из проемов Святых ворот. С востока к нему примыкает высокая, почти на высоту самого куба, трехчастная апсида, а с запада - над вторым проемом ворот - размещена паперть под деревянной кровлей. Декор из фигурного кирпича очень разнообразен, что характерно для эпохи «узорочья» середины - конца XVII века.


Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в Ферапонтовом-Белозерском Богородице-Рождественском монастыре в с. Ферапонтово Вологодской области. Церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530-1531 годах. Трехъярусная, столпообразная, с сомкнутым сводом безапсидная трапезная церковь строилась «под колоколы». Первый ярус служил хлебней и каменными погребами, на втором устроена церковь, третий ярус был звонницей. С постройкой колокольни колокола переместили на новое место.


Церковь Благовещения Богородицы в Ферапонтовом-Белозерском Богородице-Рождественском монастыре в с. Ферапонтово Вологодской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь на Ваганькове в Москве. Храм был возведен вначале XV в. Позднее (в XVI-XVII вв.) была выстроена трапезная, а в XVIII в. - колокольня. Уже в XVIII в. церковь была закрыта и уничтожена.


Церковь Благовещения Богородицы на Ваганькове в Москве

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Троицкого Зеленецкого монастыря в пос. Зеленец Ленинградской области. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы датируется 1565 годом. Церковь поднимается высоким кубом над пониженным крылом, над алтарем, помещенным в более низком полукруглом выступе. Верх этого церковного куба опоясан тремя бороздчатыми карнизами, с широкими между них архитравами, а невысокая крыша закончена одною шестигранною двухъярусною, небольшой главой. В 1919 году Троицкий Зеленецкий монастырь был закрыт и возобновлен лишь в 1993 году.


Благовещенская церковь Троицкого Зеленецкого монастыря в Ленинградской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в с. Степановское Раменского района Московской области. В XVI веке был построен одноглавый белокаменный храм с двумя небольшими приделами. Благовещенский храм представлял собой четверик, сложенный из кирпича, с белокаменной облицовкой, сохранившейся в нижней части здания и поныне. К основному объему примыкали одноглавые приделы с отдельными апсидами. Свод был крестчатым, его следы сохранились внутри. В конце 1680 - начале 1690-х годов церковь была обновлена. После революции храм был закрыт.


Благовещенская церковь в с. Степановское Раменского района Московской области

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в Аркажах в Великом Новгороде. Церковь Благовещения у деревни Аркажи представляет наиболее древний образец небольших четырехстолпных новгородских храмов XII века. Это одноглавый трехапсидный храм. Современная восьмискатная кровля появилась при перестройке рухнувших перекрытий в XVI в. К XVII в. относятся появившиеся после растески древних оконных проёмов резные наличники. Храм неоднократно реставрировался.


Церковь Благовещения Богородицы в Аркажах в Великом Новгороде

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь в Великом Новгороде, построенная в период между 1362 и 1466 гг. Двухэтажная галерея с шатровой колокольней над средней частью объединяет церковь Михаила Архангела с церковью Благовещения в единый архитектурный ансамбль, расположенный к юго-востоку от Ярославова дворища. Нижний этаж галереи состоит из трех пар мощных квадратных столбов, на которых покоятся крестовые своды. Верхний этаж галереи представляет вытянутое с юга на север помещение, перекрытое коробовыми сводами. В годы Великой Отечественной войны переход и колокольня были лишены покрытий и завершений. Реставрационно-восстановительные работы проводились в 1960-1961 гг.

Благовещенская церковь в Великом Новгороде

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Успенского Псково-Печерского монастыря в г. Печоры Псковской области. Церковь была построена в 1541 году. Стены церкви имеют красный цвет, белую отделку, в том числе фронтонов окон и пояса на барабане купола, а сам фасад делится на две части. Причем пояс изготовлен из керамических плит, покрытых глазурью. Позже, в XVII веке, и фасад храма Благовещения Пресвятой Богородицы, и внутреннее убранство подверглись изменениям.


Благовещенская церковь Успенского Псково-Печерского монастыря

В честь Благовещения Богородицы освящен собор Казанского Кремля, построенный в период между 1556 и 1562 гг. Первоначально представлял собой каменный пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами - Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. Главки древнего собора были с шлемовидными куполами. Каменная пятиярусная колокольня была пристроена в конце XVI в. В 1736 году к западной части собора была пристроена одноэтажная кирпичная трапезная, шлемовидные купола были заменены луковичными, а центральный купол приобрел завершение в стиле украинского барокко. Страшный пожар 1815 года, во время которого пострадал весь Казанский кремль, заставил заняться серьезной реконструкцией собора. С 1817 по 1821 гг. полуразрушенная трапезная часть собора была реконструирована. Решением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года Благовещенский собор был закрыт и передан Музейному отделу, который передал соборные помещения Государственному архиву под архивохранилище. В 1995 году передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль».


Благовещенский собор Казанского Кремля

В честь Благовещения Богородицы освящена церковь Борисоглебского монастыря в пгт. Борисоглебский Ярославской области. Одноглавая Благовещенская церковь была построена в 1524-1526 годах. В XVII позакомарное покрытие, придававшее церкви большую стройность и подчеркивавшее главенствующую ее роль в общей композиции с трапезной и настоятельскими покоями, заменили на четырехскатное. Окна храма были растесаны.


Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря в пгт. Борисоглебский Ярославской области

Также в честь Благовещения Пресвятой Богородицы были освящены монастыри и церкви в Румынии, Чехии, Польше, Грузии, Греции, Египте и Палестине.

Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника - Благовещенск на Дальнем Востоке , на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в и в (Румыния).


Общины Русской Древлеправославной Церкви в Саратовской области, селе (Казахстан) и Нижегородской области также отмечают сегодня престольный праздник.


Благовещению посвящены храмы поморских общин Архангельска, (Эстония), (Латвия), (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

Душеполезное поучение на Благовещение

… Поелику Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3, 16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве ангел, говоря: «Радуйся, Благодатная»! Поелику Ева была проклята, Мария теперь слышит: «Благословенна Ты». Мария размышляла о приветствии, каково оно: не гнусное ли и порочное, каково обращение мужчины к девице, или Божественное, так как в приветствии упомянуто и о Боге: «Господь с Тобою»? Ангел, во-первых, успокаивает сердце Ея от страха, чтобы Она приняла Божественный ответ в невозмутимом положении; ибо в состоянии смущения Она не могла бы должным образом выслушать имеющее сбыться, - потом, как бы в изъяснение вышесказанного слова «Благодатная», говорит: «Обрела Ты благодать у Бога». Ибо быть облагодатствованным значит получить благодать у Бога, то есть угодить Богу.Но это счастье общее, ибо и другие многие получили благодать у Бога, а приносимое Марии приветствие не идет еще ни к кому.

«И вот зачнешь» - этого преимущества не удостоилась еще никакая другая дева. Сказал: «во чреве»; этим показывается, что Господь существенно воплотился из самих ложесн Девы. Пришедший для спасения рода нашего справедливо назван «Исусом», ибо имя сие в переводе на греческий язык означает «спасение от Бога». Исус, по толкованию, значит Спаситель, потому что и спасение называется «иао». «Он будет, - говорит, - велик и наречется Сыном Всевышнего». Велик был и Иоанн, но он еще не был и сыном Всевышнего, а Спаситель - велик по Своему учению и - «Сын Всевышнего» тоже по учению, ибо Он учил, как имеющий власть, и по совершению дивных чудес. Слово было Сыном Всевышнего и прежде веков, но не называлось так и не было известно; когда же воплотилось и явилось во плоти, тогда и назван Сыном Всевышнего видимый и творящий чудеса.

Слыша о «престоле Давыда», не подумай о царстве чувственном, но разумей о Божественном, которым Он воцарился над всеми народами Божественною проповедью. «Дом Иакова» суть уверовавшие как из евреев, так точно и из других народов, ибо таковые собственно суть Иаков и Израиль. Как же говорится, что Он воссел на престоле Давыдове? Слушай. Давыд был меньший между братьями своими; и Господь был в презрении и поношении, как ядца и винопийца, и сын древоделателя, и в бесчестии даже у своих братьев, сыновей Иосифовых. «Ибо и братья Его, - сказано, - не веровали в Него» (Ин. 7, 5). Давыд, несмотря на благотворительность, был гоним; и на Господа, творящего чудеса, клеветали и бросали камни. Давыд победил и воцарился кротостью; и Господь воцарился, принявши крест по кротости. Итак, видишь ли, в каком смысле говорится, что Он воссел на престоле Давыдове? Как Давыд принял чувственное царство, так Господь принял духовное царствование, которому «не будет конца». Ибо царствованию Христову, то есть богопознанию и христианству, не будет конца. Ибо мы и в гонении сияем благодатью Христовою.

… Но посмотри, что говорит Дева. «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему»: Я доска живописца; пусть пишет писец, что он хочет; пусть творит Господь, что Ему угодно. Очевидно, прежде сказанное «как будет это» было выражением не неверия, а желания узнать образ; ибо если б не верила, не сказал бы: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». Знай и то, что Гавриил значит «человек Божий», Мариам - «госпожа», а Назарет - «освящение». Посему, когда Бог имел соделаться человеком, прилично посылается Гавриил, который означает «человек Божий»; да и приветствие совершается в святом месте, то есть в Назарете, ибо где Бог, там нет ничего нечистого.

(Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие празднику Благовещения Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 24-38), приводится в сокращении ).