Чем отличаются староверы и старообрядцы от православных? Крещение у старообрядцев-поповцев Какой крест у староверов

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Патриарх Никон в 17-м веке провел ряд реформ, вызванных потребностью привести Церковь к единому образу богослужебной практики. Некоторая часть духовенства с мирскими людьми не восприняли этих изменений, возгласив о том, что отступают от старых обычаев, и прозвали Никоновские нововведения «порчей верования». Они объявили, что желают сохранить в богослужении былые традиции и уставы. Следует отметить, что непосвященному человеку довольно трудно будет отличить старовера от православного верующего, ибо различиями между новой и старой верой не так уж велики. В этой статье вы сможете узнать о том, что представляют собой старообрядцы, чем отличаются староверы от православных и узнать ответы на наиболее интересующие вопросы православных людей.

Православные верующие – это те христиане, которые признают учения, выдвигаемые христианской Церковью.

Старообрядцы же представляют собой верующих людей, которые возжелали отойти от христианской церкви в силу своего несогласия с теми реформами, которые проводил Патриарх Никон.

Эксперты по церковной истории установили около десятка отличительных особенностей старообрядцев от обычных верующих христиан в вопросах проведения богослужения и других обрядовых церемоний, чтения и толкования Священного писания, бытовых вопросах, а также внешнем виде.

Следует отметить, что старообрядцы неоднородны, то есть среди них присутствуют различные течения, которые также вносят некоторые отличия, однако уже среди самих приверженцев старого верования.

Давайте же разберемся более подробно в чем отличаются староверы от православных христиан:

  • Имеет , но у старообрядцев по сей день приятно использовать форму христианского символа. Он, как правило, имеет восемь концов, а к нашему обычному крестику добавляются еще две небольшие перекладинки косая снизу и прямая сверху. Однако, согласно проведенным исследованиям некоторые толки старообрядцев признают также и некоторые другие формы креста Господнего.
  • Поклоны. В отличие от обычных христиан старообрядцы признают лишь земные поклоны, а вот вторые используют поясные.
  • Как необходимо креститься. Никон в период своей церковной реформы выдвинул запрет, согласно которому нельзя креститься двумя перстами по старому обычаю. Был дан указ всем выполнять троеперстное знамение. То бишь креститься по-новому – тремя пальцами, уложенными в щепоть. Старообрядцы в свою очередь не приняли данного положения, увидя в этом кукиш (т.е. фигу) и всецело отказались следовать нововведенному указу. Старообрядцы и по сей день выполняют двумя перстами крестное знамение.Нательный символ. Как описывалось ранее у старообрядцев постоянно присутствует восьмиконечный крестик, который располагается внутри четырехконечного. Главным же отличием является то, что на таком крестике никогда не наносится изображение распятого Спасителя.
  • Различия в написании имени Вседержителя. В некоторых молитвословиях имеются разночтения, которые согласно подсчетам, одного ученого-историка насчитывается около 62.
  • Старообрядцы в период проведения богослужения держат скрещенные руки на груди, а христиане держат руки пошвам.
  • Практически полный отказ от спиртных напитков и табачной продукции. Древнерусская Церковь православных староверов лишь в некоторых старообрядческих толках допускает принятие на великие праздники трех рюмок спиртного, однако не более этого.
  • Внешний вид. В старообрядческих Божьих храмах по сравнению с христианскими, не встречаются женщины и девушки в шапках, платках или же косынках, которые завязываются сзади на узел. Старообрядческие женщины должны находиться строго в платке, заколотом под подбородком при помощи булавки. В одежде не допускается ничего цветного и яркого. Мужчинам же следует одевать старорусские рубашки навыпуск и обязательно дополняя ее поясом, который будет разделять несколько частей тела на верхнюю, то бишь духовную и нижнюю, грязную. Мужчине-старообрядцу в повседневной жизни запрещается носить галстуки, считая их Иудиной удавкой, а также сбривать бороду.

Часто задаваемые вопросы

Некоторых христиан, и также и старообрядцев, могут интересовать масса вопросов, которые в повседневной жизни встречаются довольно часто. Рассмотрим некоторые из них.

Можно ли староверам ходить в православную церковь и можно ли креститься двумя перстами

Посещать Божий храм старообрядцам разрешается, а если же приверженцы старой веры изъявляют желание быть православными, то сперва им необходимо принять Миропомазание, то бишь Таинство, которое соединит человека с христианским новым верованием.

Креститься же двумя или тремя перстами на сегодняшний день не имеет какого-либо особого значения, так как эти два обряда были признаны равночестными. Но все же стоит заметить, что если посещать Божий храм и креститься там двоеперстием, когда все остальные крестятся лишь темя перстами, будет выглядеть нелепо и даже некрасиво;

Может ли старовер быть крестным у православного

Не стоит, полностью отвергать возможность присутствия в качестве крестного неправославного христианина во время выполнения православного обряда Крещения, однако это возможно лишь в том случае если старообрядец будет лишь одним из крестным, а второй крестный родитель обязательно будет христианином нового верования.

Также имеется еще одно условие при котором старообрядцу разрешается принимать участие в церемонии, если он не будет предпринимать каких-либо попыток воспитания дитя в неправославных традициях.

Господь всегда с Вами!

Post navigation

22 thoughts on “Чем отличаются староверы от православных

Александр, Самара

Можно ли мне креститься в старообрядческой церкви после крещения в РПЦ?

Я крещен в РПЦ на общем крещении (скопом), без погружения. Крестили по обычаю, из суеверных соображений, надели алюминеводюралевый крестик, дали свечку в руки и повели хороводом. Дело было в крестильне, и всё, как у них полагается. Конец 80-х был, единственный приход в городе (тогда Куйбышеве), в то время было мне восемь лет, крещением и закончилось, как и все дети учился и рос неверующим, и т.п. Потом была мысль идти к протестантам, но в подростковом возрасте, начитавшись Меня, архимандритов и проповедей митрополита Иоанна Петербуржского, решил идти в православие. Побыв прихожанином одного из приходов РПЦ города Самары и столкнувшись с всевозможными бабами-ёжками и церковным «партактивом», я стал сомневаться в этом и верить им, стал думать по-другому, заинтересовался историей Церкви и историей русского православия, начал размышлять о старообрядцах, но, будучи ещё верен церкви, оставался с теми убеждениями. Мечтал идти в семинарию, но наткнулся там на стену непонимания: потребовали всяческие документы, справку о крещении и кто его совершил (а тот поп не представился и я не знаю его фамилии) и прочие заковырки, задумался. Это дало трещину моим взглядам - прямой путь сомнений и к атеизму. Проверка РПЦ, крещен или нет, и как? Я не безбожник, но всё это… Теперь вопрос. Можно ли мне креститься в старообрядческой церкви и перед этим покаяться, и как именно? Полагается ли пост перед принятием таинства, каково отношение к новоначальным в общинах РПСЦ, нет ли того, с чем я сталкивался в храме РПЦ МП? Извиняюсь за долгое повествование, простите ради Бога меня окаянного, батюшка. Грешен и недостоин есмь.

Когда святой Иоанн Креститель проповедовал в пустыне иудейской, то говорил:

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2).

И люди «крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои » (3:6). Также и после проповеди апостола Петра люди «умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Исуса Христа для прощения грехов; и полýчите дар Святаго Духа » (Деян. 2:37-38).

Итак, вступая в Церковь Христову, надо прежде всего покаяться. Крещению взрослых людей предшествует период оглашения, срок которого определяется индивидуально каждым священником. В период оглашения необходимо научиться соблюдать все установления церковные, в том числе посты. В древней Церкви оглашение и катехизация велись весь Великий пост, и в Великую субботу совершалось крещение. Так был крещен, например, блаженный Августин.

Каждый священник и каждый мало-мальски грамотный христианин помнит слова Христовы: «Грядущаго ко Мне не изжену вон » (Ин.6:37), а также то, что «радость бывает о едином грешнице кающемся » (Лк. 15:10). Не бойтесь какого-то особого или предвзятого отношения к новоначальному. Приходите в храм, священник ответит вам, что и как можно и нужно сделать. Исходя из Вашего описания, не могу сказать, есть ли у нас такое, с чем вы сталкивались в РПЦ. Но я знаю, что мы люди грешные. Какие-то проблемы есть везде. Важно приходить в Церковь, не отталкиваясь от каких-то проблем, а притягиваясь любовью к Богу, к Истине. Помните, для чего вы приходите в Церковь. Тогда искушения в виде подозрительности на первых порах или грубости будут для вас как бы несуществующими. Даже, наоборот, в них вы увидите орудия промысла Божия. Заранее отнеситесь к встречающимся людям с любовью, уважением, пониманием и смирением (как вы и пишите, «грешен и недостин есмь»).

Прежде чем начать разговор о том, как крестятся старообрядцы, следует подробнее остановиться на том, кто они такие, и какова их роль в развитии российского православия. Судьба этого религиозного движения, именуемого старообрядчеством, или древлеправославием, стала неотъемлемой частью истории России и полна драматизма и примеров духовного величия.

Реформа, расколовшая российское православие

Старообрядчество, как и вся российская церковь, началом своей истории считает год, когда на берегах Днепра воссиял свет Христовой веры, принесённый на Русь равноапостольным князем Владимиром. Попав на благодатную почву, зерно православия дало обильные всходы. Вплоть до пятидесятых годов XVII века вера в стране была единой, и о каком-либо религиозном расколе речь не шла.

Началом великой церковной смуты стала реформа патриарха Никона, начатая им в 1653 году. Заключалась она в приведении российского богослужебного чина в соответствие с тем, который был принят в Греческой и Константинопольской церквях.

Причины церковной реформы

Православие, как известно, пришло к нам из Византии, и в первые годы после богослужение в церквях совершалось именно так, как это было принято в Константинополе, но по прошествии шести с лишним столетий в него были внесены значительные изменения.

Кроме того, поскольку в течение почти всего этого срока книгопечатанья ещё не было, и богослужебные книги переписывались от руки, в них не только вкралось значительное количество ошибок, но и исказился смысл многих ключевых фраз. Чтобы исправить положение, принял простое и, казалось, не сулящее осложнений решение.

Благие намерения патриарха

Он распорядился взять образцы ранних книг, привезённых из Византии, и, сделав с них заново перевод, растиражировать печатным способом. Прежние тексты он приказал изъять из обращения. Кроме того, патриархом Никоном было введено на греческий манер троеперстие - сложение вместе трёх пальцев при осенении крестным знамением.

Такое безобидное и вполне разумное решение вызвало, тем не менее, реакцию, подобную взрыву, а произведённая в соответствии с ним церковная реформа послужила причиной раскола. В результате значительная часть населения, не принявшая этих нововведений, отошла от официальной церкви, получившей название Никонианской (по имени патриарха Никона), и из неё сложилось масштабное религиозное движение, последователи которого стали называться раскольниками.

Раскол, ставший результатом реформы

Как и прежде, в дореформенные времена, старообрядцы крестились двумя перстами и отказывались признавать новые церковные книги, а также священников, пытавшихся совершать по ним богослужения. Встав в оппозицию церковным и светским властям, они в течение длительного времени подвергались с их стороны жестокому гонению. Начало этому было положено на 1656 года.

Уже в советский период последовало окончательное смягчение позиции РПЦ в отношении старообрядчества, что было закреплено соответствующими юридическими документами. Однако это не привело к возобновлению евхаристического, то есть молитвенного общения между поместными и старообрядцами. Последние по сей день считают лишь себя носителями истинной веры.

Сколькими пальцами крестятся старообрядцы?

Важно отметить, что канонических разногласий с официальной церковью у раскольников никогда не было, и конфликт всегда возникал лишь вокруг обрядовой стороны богослужения. Например, то, как крестятся старообрядцы, складывая вместо двух три пальца, всегда становилось поводом для осуждения в их адрес, тогда как никаких нареканий по поводу толкования ими Святого Писания или основных положений православного вероучения не было.

Кстати, порядок сложения пальцев для крестного знамения и у старообрядцев, и у сторонников официальной церкви заключает в себе определённую символику. Старообрядцы крестятся двумя пальцами - указательным и средним, символизирующими два естества Иисуса Христа - божественное и человеческое. Остальные три пальца при этом держат прижатыми к ладони. Они являют собой образ Пресвятой Троицы.

Яркой иллюстрацией того, как крестятся старообрядцы, может служить знаменитая картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». На ней увозимая в ссылку опальная вдохновительница московского старообрядческого движения воздевает к небу два сложенных вместе перста - символ раскола и неприятия реформы патриарха Никона.

Что же касается их оппонентов, сторонников РПЦ, то принятое ими, в соответствии с никоновской реформой, и употребляемое по сей день сложение пальцев также имеет символический смысл. Крестятся никонианцы тремя пальцами - большим, указательным и средним, сложенными щепотью (раскольники их за это презрительно называли «щепотниками»). Эти три пальца также символизируют а двойственную природу Иисуса Христа изображают в данном случае прижатые к ладони безымянный палец и мизинец.

Символика, заключенная в крестном знамении

Особый смысл раскольники всегда придавали и тому, как именно они накладывали на себя Направление движения руки у них то же, что и у всех православных, но своеобразно его объяснение. Старообрядцы крестятся пальцами, прикладывая их прежде всего ко лбу. Этим они выражают главенство Бога Отца, являющегося началом Божественной Троицы.

Далее, приложив пальцы к животу, они тем самым указывают, что во чреве Пречистой Девы беспорочно был зачат Иисус Христос, Сын Божий. Поднося затем руку к правому плечу, указывают на то, что во Царствии Божьем Он воссел одесную - то есть справа Своего Отца. И наконец, движение руки к левому плечу напоминает о том, что на Страшном Суде грешникам, отправляемым в ад, будет уготовано место ошуюю (слева) от Судии.

Ответом на этот вопрос может служить древняя, уходящая своими корнями в апостольские времена и принятая затем в Греции традиция двуперстного крестного знамения. Она пришла на Русь одновременно с её крещением. У исследователей есть убедительные доказательства того, что в период XI-XII вв. иной формы крестного знамения в славянских землях просто не было, и все крестились так, как это делают сегодня старообрядцы.

Иллюстрацией сказанного может послужить широко известная икона «Спас Вседержитель», написанная Андреем Рублёвым в 1408 году для иконостаса Успенского собора во Владимире. На ней Иисус Христос изображён сидящим на престоле и воздевшим правую руку в двуперстном благословении. Характерно, что именно два, а не три перста сложил Творец мира в этом священном жесте.

Истинная причина гонений на старообрядчество

Многие историки склонны полагать, что истинной причиной гонений были не те обрядовые особенности, которые практиковали старообрядцы. Крестятся двумя или тремя пальцами последователи этого движения - в принципе, не столь важно. Главная их вина заключалась в том, что эти люди осмелились открыто идти против царской воли, создавая тем самым опасный прецедент на будущие времена.

Речь в данном случае идёт именно о конфликте с высшей государственной властью, так как правивший в тот период царь Алексей Михайлович поддерживал Никоновскую реформу, и неприятие её частью населения могло расцениваться как бунт и оскорбление, нанесённое ему лично. А российские правители никогда этого не прощали.

Старообрядчество сегодня

Заканчивая разговор о том, как крестятся старообрядцы и откуда пошло это движение, будет нелишним упомянуть, что сегодня их общины находятся практически во всех развитых странах Европы, в Южной и Северной Америке, а также в Австралии. В России имеет несколько организаций, крупнейшей из которых является основанная в 1848 году Белокриницкая иерархия, представительства коей находятся за рубежом. В своих рядах она объединяет более миллиона прихожан и имеет свои постоянно действующие центры в Москве и румынском городе Браиле.

Второй по величине старообрядческой организацией считается Древлеправославная поморская церковь, включающая в себя около двухсот официальных общин и целый ряд незарегистрированных. Её центральным координационным и совещательным органом является находящийся с 2002 года в Москве Российский совет ДПЦ.

1.2 Крестильные обряды и обычаи

Обряд крещения, а также религиозная и бытовая ситуация, связанная с крещением, в разных конфессиональных группах отличалась своеобразием.

Крещение в православной церкви совершалось по каноническим правилам. Крещение старообрядцев разных толков исключало миропомазание; на окрещиваемого надевался не только крест, но и пояс. У старообрядцев часовенного согласия наставник совершал крещение в дуплянке - деревянной кадушке. У поморцев и странников наставники совершали крещение в реке в любое время года; исключение делалось для больных или для грудных детей: их зимой крестили в деревянной кадушке. На путях из земли Пермской в Сибирь…С.268.

По правилам православной церкви при крещении нескольких человек перемены воды не требовалось, хотя на практике воду часто меняли. Булгаков С.В. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Киев.1913.С.983. У старообрядцев-поповцев и беспоповцев - каждый окрещиваемый должен был быть погружен в чистую воду. Такой порядок крещения существовал в православной церкви ещё до раскола и, по-видимому, в числе прочих был сохранен старообрядческой церковью. Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья// Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.С.209. Старообрядческое население осуждало православный порядок крещения в одной воде, и, возможно, под их влиянием и православные на Урале предпочитали менять воду.

У православных и поповцев крещение совершалось над новорожденными обычно третий, седьмой или восьмой день после рождения. На путях из земли Пермской в Сибирь…С.269. Среди старообрядцев-поповцев и часовенных существовало убеждение в том, что «крестить необходимо младенца, иначе нельзя, так как до крещения и ангел не даётся». Листова Т.А. Указ. соч. С.208. Представление о крещении страннического толка старообрядцев было иным, крещение совершалось в случае угрозы для жизни, перед смертью. Окрещенные, оставшиеся в живых, должны были уйти в скиты. Отступления от этого правила касались детей.

По правилам поморского согласия, крещение совершали над новорожденным. Однако в середине XX в. постоянные контакты с нестарообрядцами и представителями других старообрядческих групп привело к тому, что поморцы начали креститься в пожилом возрасте, в случае болезни и т.д. Листова Т.А. Указ. соч. С.208.

По правилам православной церкви на восьмой день после крещения должно было происходить омовение миро - особо употребляемой для этого губкой, до того «никто не должен был прикасаться к ним и менять крестильную одежду». Булгаков С.В. Указ. соч. С.1003. Постепенно официальная церковь упростила обряд: омовение стало совершаться сразу после миропомазания. У старообрядцев-беспоповцев, в том числе и у странников, сохранялись древние запреты: окрещенных не мыли и не переодевали в течение восьми дней. На путях из земли Пермской в Сибирь…С.270.

При совершении обряда крещения на новорожденного у православных и основной массы старообрядчества надевали крест, у старообрядцев также и пояс. По понятиям верующих, крест как символ веры служил оберегом от всякой нечисти, поэтому крест необходим любому, а особенно детям. У странников крест «накидали» на детей сразу после возвращения роженицы из бани. Делали это родители, повивальная бабка или кто-либо из посторонних. Там же.

У православных и поповцев крещение совершалось либо в соборе, либо в доме приехавшим священником или наставником. Поморцы считали, что крестить в доме невозможно.

Обряд крещения включал в себя и имянаречение. Выбор имени определялся по святцам. Имя давал священник, начетчик или повивальная бабка: мальчику - по восьмому дню после рождения, девочке - за неделю до и после дня рождения.. На путях из земли Пермской в Сибирь… С. 271. Соотнесённость имени со днем определённого святого ставила ребёнка под его покровительство.

Большое значение имел выбор крестных. Возраст крестных строго не регламентировался, обычно старались приглашать молодых. лет с 15, иногда и моложе. В старообрядческой среде строго соблюдались связанные с кумовством брачные запреты: ни кумовья, ни их дети не могли вступать между собой в брак.

Для того чтобы избежать расширения круга лиц, связанных духовным родством, в крестные родители в старообрядческих селениях предпочитали приглашать родственников. Там же. С. 272.

Крёстные обычно готовили ребёнку крестик и поясок, и прием - материю, на которую клали ребенка, а также приносили воду для крещения.

Своеобразие крещения в различных конфессиональных группах в свою очередь повлияло и на традицию крестильного обеда. Там же. С. 274.

Поповцы и часовенные устраивали крестины сразу после крещения. Обед проходил не слишком торжественно, обязательно приглашали кумовьев, а также родственников и соседей. На угощение подавались пироги рыбные, каша, пельмени, последнее блюдо - селянка-отказ - запеченное картофельное пюре с молоком и яйцами. в постные дни - крутой гороховый или картофельный кисель. Там же. С. 274. Из напитков подавали сусло, бражку, чай. У поморцев, а тем более странников подобный обед обычно не устраивался.

Таким образом, религиозные учения и толки, возникшие после раскола единой церкви, влияли и на церковный обряд крещения, отличавшийся определенным своеобразием в разных конфессиональных группах. В старообрядческой среде видна неоднородность обрядовой и догматической традиций, разная степень сохранности и трансформации религиозной традиции прошлого. Листова Т.А. Указ. соч. С.212.

В среде старообрядцев-поповцев наблюдалось стремление приспособить каноническую обрядность к народным обычаям и меняющимся условиям реальной жизни. Устав беспоповцев был рассчитан на строгую конфессиональную изоляцию, и втягивание их в широкие контактные связи нарушало, вносило неупорядоченность в обрядовую жизнь. Много неясного в обрядности странников, что объясняется неразработанностью религиозно-обрядового поведения последователей этого вероучения. На путях из земли Пермской в Сибирь… С. 275.

Быт и нравы в русской культуре 1930 года

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны. Обязательными были, например...

Быт. Нравы. Обычаи жителей древнерусского государства

Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью...

Казачий костюм как отражение традиций Оренбургского казачества

«В былые времена вольные казачьи общины и станицы тем и росли, что свободно принимали к себе и не выдавали тех, кто приходил к ним, спасаясь от гонений и угнетений. Порядок приема был несложен и недлителен...

Культура ногайского народа

Так же как и у других народов, исповедующих ислам, у ногайцев тоже существуют похоронные обряды, которые очень схожи. Если больной находился в безнадежном состоянии, то близкие родственники спрашивали у него последнюю волю...

Материальная культура кыргызов

Музыкальные традиции киргизского народа глубоки и самобытны. В них, как и в устном народном творчестве, отражена многовековая история народа, его надежды, чаяния, радости и горести...

Национальная культура и её основные компоненты

Обычаи народа, традиции, язык способствовали сохранению украинской нации, поддерживали дух народа. Специфически-национальный облик украинского костюма складывался, начиная с 14 века. Украинские шаровары...

Национально-культурный этикет Италии

Нормы культуры

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай -- традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия...

Погребально-поминальный ритуал

Обычаи и обряды, связанные с погребением умершего, как правило, сопровождаются определенными действиями над ними, которые принято называть "погребальным культом" или "культом умерших"...

Понятие, сущность и функции культуры

Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной...

Праздничная обрядность старообрядцев Урала в XIX - начале XX вв.

Догмы старообрядческого вероучения в значительной степени повлияли на брачные отношения, отношение к беременности, способствовали выработке особого взгляда на рождение детей и на таинство брака...

Русская свадебная обрядность в контексте русской культуры: история и современность

Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависело как его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни...

Средневековая арабско-мусульманская культура

Для среднего класса моногамия была нормой. У знатных и богатых людей было много рабынь-наложниц, что не считалось зазорным. У всех халифов матери были рабынями. Никто не запрещал вдовам повторно выходить замуж...

Украинский народный танец

У разных народов свое наследие и обычаи, сформированные на протяжении веков или даже тысячелетий. Обычаи -- это лицо народа, взглянув в которое мы сразу можем узнать, какой это народ. Обычаи -- это те не писаные правила...

Хакасская свадьба. История и современность

Свадебная церемония является одним из важнейших событий жизненного круга в хакасском обществе. Это связано с тем, что именно семья является основной единицей общества, показателем здоровья нации...

Сегодня, Русская ортодоксальная церковь празднует крещение. Сей славной дате посвящаю.
Выдержка из цикла статей "Православие не христианство"
; ; ; ;

Мне в начале 2000-х годов приходилось много ездить по разным местам, включая удаленные, малонаселённые и заброшенные деревни. В одной такой деревне, расположенной в верховьях реки Юрюзань, мы познакомились с местным жителем, который жил там с женой. Кроме них на тот момент в той деревне практически никто постоянно не жил. Городские приезжали как на дачу или местные чиновники на охоту. В тот момент мы искали место под поселение, которое в конечном итоге там и было образовано, а сейчас уже больше десятка семей живут постоянно и ещё с десяток строятся.
В общем, слово за слово, и выяснилось, что он старовер, и вся деревня была староверов. Видимо мы ему понравились, поскольку он нам как-то сказал: "Если вы у нас тут поселитесь, я вас тогда потом в реке оркещу как надо".
- Дед, а как надо?
- Как, как, в речке, конечно же!

В общем, он нам рассказал, как у них раньше крестили детей.

Через неделю после рождения на рассвете все шли к реке (семья и родственники, для небольшой деревни практически все друг другу родственники). Зимой прорубали заранее прорубь. Возле реки, когда всходило Солнце, отец брал у матери младенца, и заходил с ним в реку (или опускался в прорубь), чтобы вода была чуть выше пояса. Окунал младенца полностью, с головой, в воду. Деревня у них расположена так, что Солнце всходит за рекой. То есть, заходя в реку отец оказывался лицом к Солнцу. Когда он вынимал младенца из воды, то с поклоном представлял его сначала Солнцу, а потом "всем четырём ветрам". То есть, совершалось ещё четыре поклона по четырём сторонам света с поворотом по часовой стрелке, "по солонь" (то есть по Солнцу). После этого отец с ребёнком выходили из реки, но ребёнка не вытирали, а дожидались пока он сам обсохнет, и только потом младенца отдавали в руки матери и пеленали.

Мы его спрашивали, а как же, если зимой мороз сильный? А он говорит, что не помнит, чтобы такое когда было. Во-первых, дети в основном рождались весной, май-июнь. Говорит, специально старались так погадать. Поэтому зимой дети у них рождались очень редко. Но если рождались, то, говорит, что бабки как-то так делали, что на день, когда младенца надо идти крестить, никогда сильных морозов не было.

Мы его спрашивали, а разве это крещение? А он говорит: " Ну так ведь поклоны на четыре стороны, вот вам и крест!".

Старые иконы у него в доме в углу стояли, но в современную церковь они не ходят и современных попов не любят. Говорят: "ряженные они, не настоящие, не умеют ничего, только кадилом махать".

А теперь сравните это с тем, что делает современная РПЦ. Причём смысла в том действе, о котором рассказывал старовер, намного больше, чем в том, что называет «крещением» РПЦ. Это обряд представления новорождённого Богу-Солнцу и Духам природных сил, воды и ветра. Языческий обряд? Несомненно! Поклонение Солнцу есть? Конечно!