О поминовении покойников на страстной и пасхальной неделях. Можно ли хоронить в Cтрастную пятницу

Так, земля из свежей могилы удаляет бородавки. Базедова болезнь излечивается применением росы, собранной в мае перед рассветом с могилы молодого человека; человек собирает ее, трижды проводя рукой по могильной плите от головы к ногам. В Британии плесень с могилы, подогретая на огне, лечит колики, после чего эту плесень нужно вернуть на могилу до заката солнца. У озарков болячки, сифилис и рак лечатся использованием порошка, сделанного из перемолотых костей старого трупа.

Прикосновение мертвеца — очень сильное средство во всех целительных суевериях по всему миру. Болезни, особенно кожные, лечатся этим методом. Во многих случаях лечение считается более эффективным, если мертвец погиб насильственной смертью, еще надежнее, если он казнен через повешение.

Прикосновение руки такого мертвеца лечит решительно все — от зоба и бородавок до бесплодия и рака. В Средние века в Европе кровь мертвеца считалась неплохим лекарством от проказы. В Европе нитка из веревки повешенного носилась в шляпе и исцеляла головные боли; в Британии такая же нитка, носимая на шее, излечивала от эпилепсии.

Темные сверхъестественные мистерии, которые окружали саму смерть — до той самой минуты, когда не только народная, но и никакая уже медицина ничем не могла помочь пациенту, — порождали огромное множество суеверий. Они делились на два класса: предзнаменования надвигающейся смерти и магические ритуалы, благодаря которым люди имели дела с мертвыми. Многие из первых по-прежнему мелькают в современных умах, а некоторые из вторых известны как часть наших погребальных церемоний, чье магическое начало давно позабыто.

Итак, смертельные предзнаменования. Многие из этих предупреждений выросли из ассоциаций с темными, мрачными и траурными событиями; другие используют знакомые магические мотивы, некоторые из них имеют очевидную связь со смертью человека. В случае индивидуальных знамений человек знает, что он умрет, если звезда упадет на его глазах с неба или цветок расцветет не по сезону.

Также смерть неизбежно предсказывается ему в следующих случаях:

Если он услышит звон в ушах;
. если черный жук проползет по его башмаку;
. если он увидит бабочку ночью;
. если ему приснятся кошки (в Британии — кролики);
. если он увидит двух дерущихся кошек;
. если он в полночь услышит петушиный крик;
. если корова трижды промычит ему в лицо;
. если он посмотрит на землю, когда услышит первое ку-ку весной (в Германии — если он будет при этом смотреть на север);
. если вороны или сороки будут порхать вокруг него;
. если отпечатки, подходящие к его ноге, появятся на углях костра 24 апреля;
. если, как верят французы, неожиданный озноб проберет его...

М. Д. Чулков в своей «Абевеге русских суеверий» указывает: «Когда прилетит ворон и сядет на кровле покоев и будет кричать, это знаменует, что в том доме непременно кому-нибудь умереть должно».

Персональные знамения, использующие прямой мотив смерти, включают поверья, что человек умрет, если порежется бритвой, которой он брил мертвеца; или если он увидит свое отражение в стекле катафалка; или если он увидит отражение трупа в зеркале; или если луч солнца упадет только на него на похоронах; или если он споткнется у открытой могилы; или если его имя будет произнесено умирающим человеком...

Человека можно необдуманно подвести к смерти, совершая разные — на вид невинные, но магические — действия. Например, пересадкой кедра или ивы, сожжением бузины или дерева, в которое попала молния; или украшая зеленый падуб на Рождество; или срубив можжевельник; или посадив лилию из долины в своем саду.

Если трое людей делят одну кровать или отражаются вместе в зеркале, то один из них вскоре умрет.
. Если вы штопаете на себе одежду, это действие предвещает смерть.
. То же самое будет, если вы ляжете на столе или сделаете пристройку к дому.

Однако, скорее всего, вы наверняка в недалеком будущем умрете, если вы будете играть спектакль о похоронах или носить не к месту траур; или пронесете лопату на плече через дом; или пройдете перед гробом на похоронной процессии; или укажете пальцем на такую процессию...

Вы можете ненароком вызвать смерть других людей, выполняя некоторые действия (которые, возможно, не сработают, если были предумышленными). Если вы принесете ветку цветущего терновника в дом (или белую сирень, или цветущий боярышник), кто-то в доме умрет. Если вы запоете за столом, друг или родственник умрет; если хозяйка дома постирает белье на Страстную пятницу или одеяла в мае, подметет дом на Страстную пятницу, в Новый год или после темноты, родственник умрет.

То же самое случится, если вы оставите свечу гореть в пустой комнате или позволите лампе выгореть дотла. Смерть случится в семье, если кто-то опоздает на похороны или кто-то первым уйдет с кладбища на похоронах. Больной человек умрет, если вы перенесете его на другую кровать, или побреете в кровати, или подметете пол под кроватью. (Суеверие гласит, что больные люди часто умирают в четыре часа утра, в дождь или во время отлива.)

Знамений, предупреждающих о смерти кого-то в доме или семье, насчитывается в фольклоре тысячи. Многие из нас знакомы с поверьем, что собачий вой возле дома предвещает непременную смерть одного из жильцов. Другие поверья вовлекают в приметы ночные существа. Так, считается, что смерть непременно придет в дом, если:

Кот оближет дверь;
. летучая мышь трижды облетит вокруг дома;
. слепни будут биться в окно;
. ворона будет каркать рядом, или если ласка закричит, или если сова заухает;
. ночью стрекочет сверчок — он выживает кого-нибудь из дому (зовет его на тот свет); если по ночам в стене кует кузнечик (червячок, который заводится в деревянных постройках и производит шум, похожий на стук часов) — это предвещает скорую смерть одного из членов семьи (А. Н. Афанасьев).

Смертельные знамения, которые приносятся птицами, вдвойне ужасны. Полагают, что если птица влетает в дом, то кто-то из жильцов вскоре непременно умрет, и это касается голубей, ласточек, скворцов и других более мрачных птиц*. В некоторых частях США имеются противочары, которые аннулируют уханье совы. Если эта птица кричит, нужно бросить соль в огонь. Если знамение произошло, когда в доме имеется больной человек, сову придется поймать и убить, а тело ее положить на грудь больного.

Предзнаменования, связанные с животными, включают в себя страх встретить змею на пороге дома; коровье мычание в полночь, скот, выбежавший в сад; белого голубя на трубе (пресловутый символ мира тут используется в другом смысле); цыпленка, который пытается кукарекать, или кур, кудахтающих рано утром; двух белых лошадей, тянущих катафалк; черного кота, перебежавшего путь погребальной процессии. Некоторые из таких поверий могли прийти из древних времен. Они утверждают, что животные могут чувствовать приближение смерти, но в основном многие из этих животных ассоциируются со сверхъестественными явлениями в других областях.

Наконец, среди различных предзнаменований смерти нужно указать еще на одно старое и любимое: звон колокола, когда его никто не касается. Церковные колокола вообще играют двойственную роль: они ассоциируются со смертью, трауром, пожаром, бедствиями и... праздником и свадьбами!

Сходным образом необъяснимые явления, предсказывающие смерть, включают в себя оконную ставню или картину, упавшую, когда ее никто не касался. (Иногда это объясняют полтергейстом, которого суеверные люди боятся еще больше.)

Итак, смерти следует ожидать, если:

Яйца с двум желтками откладываются одной несушкой;
. ножницы упали и воткнулись острыми концами в пол;
. трещина появилась на корочке свежеиспеченного хлеба;
. свеча горит синим пламенем;
. после сбора яблок одно яблоко остается на дереве до самой весны;
. лавровое дерево в саду погибает.

Если труп переносят из одного дома в другой, то во втором доме тоже кто-то умрет.

Если дождь льет во время похорон, это предвещает новую смерть в осиротевшей семье (хотя в некоторых частях мира это знамение считают добрым знаком).

Когда смерть случается — что можно интерпретировать как исполнение знамения, — некоторые правила и ритуалы тут же вступают в игру. Двери и окна комнаты, в которой кто-то умер, открываются, чтобы дать душе возможность быстрее уйти. В некоторых регионах США семьи ставят тарелку соли в комнате, чтобы отпугнуть любые злые силы, которые могут проникнуть внутрь. Зеркала завешиваются тканью, не позволяя живым видеть отраженный труп и мешая освободившейся душе быть пойманной в зеркало. По последней причине все узлы развязываются в комнате с трупом.

Гроб нужно взять в комнату, где лежит только труп; в любой другой комнате это будет предвещать неминуемую смерть другим жильцам. Церковный колокол — «погребальный звон» — должен звучать, призывая к молитвам, и он также отпугивает злых духов, которые могут собраться по данному случаю. Всех животных нужно выгнать из комнаты, где находится труп, особенно котов и собак, так как, если кто-то из них прыгнет через тело или позже через гроб, это означает страшное предвестие, и тогда животное придется тут же убить, чтобы избежать беды.

Мертвого, как гласит народная традиция, следует уносить в запертую комнату или в темноту. Свечи обычно зажигают, чтобы удерживать злые силы подальше от тела. Ирландская традиция пробуждения берет начало от этого поверья. Мертвому собирают компанию и не спят всю ночь. По всему миру можно найти поверья, что часы следует останавливать ближе к моменту смерти.

Этот ритуал является данью умирающему, поскольку традиционно часы сами останавливаются, особенно если умирает глава семейства. Если часы отказываются останавливаться (как поется в песне, где «часы остановились, чтобы никогда не пойти вновь, когда умирает старик»), это нужно сделать близким покойного.

Во многих провинциях члены семьи должны сообщить домашним животным о смерти их хозяина, иначе скот может умереть. Грачей, которые гнездятся рядом с домом, тоже нужно информировать. Очень важно рассказать о смерти хозяина пчелам. Это должен сделать старший сын, который три раза стучит по улью и говорит: «Хозяин умер». Иначе пчелы, традиционные переносчики удачи и доброй магии, улетят и заберут удачу с собой (не говоря о меде). В некоторых частях Британии после смерти черный креп или кусок траурной ткани повязывается на любимые деревья в саду покойника, чтобы не дать им зачахнуть от горя.

В западной традиции скорбящие люди должны носить траур после смерти члена семьи. Сегодня это рассматривается как дань уважения, и люди стараются не проявлять никаких признаков веселья. Но, возможно, что этот обычай связан с примитивным поверьем о маскировке себя в присутствии смерти, чтобы духи не узнали и не охотились на вас.

Вуали женщин при полном трауре точно связаны в этим древним обычаем. Отмечено, что люди в других частях мира ссылаются или некогда ссылались на цвет в трауре: бармесцы носили желтые одежды, китайцы — белые, в Персии традиционно носили небесно-голубые, чтобы символизировать духовную сферу, в которую отправляется умерший.

Похоронная процессия в Китае

Часто считается полезным отказаться от цветастых одежд, когда вам полагается быть в трауре. В некоторых европейских странах вдова может носить черные траурные одежды всю оставшуюся жизнь. В США считается чрезмерным носить траур больше двух лет, иначе это может вызвать смерть другого члена семьи.

После окончания траура в доме запрещается держать бумагу с черными краями. Во время траура не носят золотых украшений, перчатки должны быть сделаны из хлопка. В некоторых случаях траурной считается красная одежда. Женщинам нельзя целовать друзей и детей через траурную вуаль, иначе они тоже вскоре будут носить траур.

При подготовке трупа к погребению будет злым знамением, если его глаза окажутся открытыми: это значит, что он ищет кого-то, чтобы затянуть его с собой в могилу. Поэтому во многих местах глаза держатся закрытыми с помощью монет, помещенных на них, и это идет от примитивного обряда захоронения некоторых вещей (еды, оружия, денег) вместе с покойником, чтобы помочь ему в другом мире. Если труп хоронится в саване, лучше если он будет из шелка — для удачи — и не будет иметь узлов, которые магически затруднят его продвижение на пути к бессмертию.

Труп должен лежать в гробу ногами на восток, символизируя тем самым воскрешение, подобно восходящему солнцу. Гроб нужно выносить через передние двери дома — это важно в сообществах, где такие двери предназначаются только для важных церемоний. Дверь оставляют открытой настежь, пока люди не вернутся с кладбища.

Магические элементы, окружающие погребальные процессии, в некоторых случаях были приняты современными традициями и обычно объясняются уважением к мертвому. Многие из нас знают неписаное правило не вклиниваться и не мешать похоронной процессии; во многих городах машины, участвующие в траурной процессии получают главенствующее право проезда, им даже разрешают проезжать на красный свет светофора. Традиция берет начало с древнего поверья: если путь мертвеца к могиле будет прерван или затруднен, эта помеха привлечет гнев духа или дух может остаться среди живых и начать охотиться за обидчиком.

Считается неудачным предзнаменованием встретить похоронную процессию (особенно для невест), указывать на нее пальцем или позволить коту пересечь ее путь. В некоторых частях Британии дождь в день похорон считается хорошим знаком. А неудачу предвещает ситуация, если в процессии имеются машины или кареты. Похороны нельзя затягивать, труп нельзя держать в доме в воскресенье. Говорят, что лучше похороны проводить утром. Беременные женщины не должны присутствовать на похоронах, как и матери с младенцами, которым меньше года. В таких случаях дети умрут.

Существует поверье в Британии и Ирландии, что недавно похороненные трупы на кладбище выполняют роль кладбищенских стражей, то есть охраняют территорию и вызывают людей, которые должны вскоре умереть. Страж освобождается от своих обязанностей, когда появляется более свежий покойник. Это поверье создает проблемы, когда два катафалка прибывают на кладбище в одно и то же время. Семьи пытаются похоронить своего покойника раньше, чтобы их подопечный избежал обязанностей по охране кладбища.

В некоторых местах легенда разнится, и стражем считается первый человек, погребенный на кладбище; часто церковный сторож убивает и хоронит собаку, чтобы получить первый труп, чтобы затем какой-то человек не выполнял эту работу вечно. Кое-где говорят, что самый последний закопанный труп, когда кладбище переполнено, наблюдает за территорией все время, и тогда кладбищенский сторож находит уголок на кладбище и хоронит там труп животного.

Что же касается самой могилы, она должна быть выкопана по линии восток — запад, и тело должно быть положено так, чтобы восставший мертвый мог подняться лицом на восток, туда, откуда придет Зов. Могила не должна оставаться открытой в воскресенье.

Если земля на новой могиле быстро просела, то другая смерть ожидается в этой семье. Никто не должен наступать на могилу (реликт древнего страха вызвать месть мертвеца): некоторые американцы говорят, что если на могилу наступить неосторожно, то нужно быстро отпрыгнуть назад, чтобы миновать неудачи. Но неудача точно последует, если могила не готова, когда процессия уже прибыла. Не мудро уносить что-то с кладбища, например цветы. И смертельно опасно нарушать могилу эксгумацией или грабежом, потому что потревоженный дух начнет мстить.

У каждого народа свои обычаи, но о некотором убранстве могил все же следует упомянуть. Во многих культурах мертвым преподносятся подарки, чтобы удержать их в другом мире. В наш рациональный век от этого древнего обычая осталось лишь преподнесение венков да букетов цветов с четным их количеством. Их кладут на могилу, чтобы умилостивить духа. Некоторые авторитеты утверждают, что цветы являются особой формой магического круга, который привязывает духа и мешает ему вернуться в мир живых. Венок же считается лентой, которая связывает мертвого и не дает ему вернуться в мир живых людей.

Традиционный кладбищенский транспорт — катафалк ассоциируется с сельскохозяйственной бороной; фактически слово «катафалк» происходит из старофранцузского слова «борона». В средневековой Франции над гробом устанавливали грабли или борону, словно подсвечник, с церемониальными свечами на кольях. Затем были сделаны особые конструкции, которые все меньше и меньше напоминали борону.

В конечном счете они устанавливались в церквях для освещения и были адаптированы для погребальных служб. Еще позже борона превратилась в платформу, на которой устанавливался гроб, и тогда ее начали использовать для перевозки гроба к могиле. Фургоны и кареты, а ныне автомобили были адаптированы под катафалки, и многие черты первоначального транспорта были постепенно утеряны.

Могильные камни, согласно некоторым фольклористам, являются отголосками примитивного страха перед мертвыми: могилу намеренно утяжеляли камнем, чтобы труп не поднялся. Но скорее всего идея была в том, что люди подсознательно тянутся к поклонению камням, общему для Северной Европы тысячелетия назад. И оно же присутствовало и в других примитивных культурах. Верилось, что камни были обителью некоторых духов, то есть камни использовались не только в качестве маркеров могил, но и как символические дома для душ мертвых.

Неестественная смерть — случайная или насильственная — создавала ауру суеверного страха у живых, так как духи в этом случае крайне вероятно хотели мести. По этой причине казненных преступников часто хоронили на перепутье дорог, частично из-за магической силы креста в любой форме, частично из-за веры в то, что дух не сможет потом найти правильную дорогу к своим врагам.

Ведьмы и вампиры сходным образом погребались обычно с колом магического дерева (осины) в сердцах, чтобы удерживать их в могилах. Во многих частях Британии, когда люди случайно погибали или были убиты вне дома, существовал обычай царапать крест на земле или на камне у места происшествия — против попытки выхода духа.

Считалось, что самоубийцы тоже любили возвращаться и гоняться за людьми, поэтому их тоже хоронили на перепутье дорог. Или, возможно, самоубийца мог быть выбран на роль постоянного стража на кладбище, как описывалось выше, так как им редко гарантировалось правильное христианское погребение.

Смерть при утоплении привлекает к себе множество суеверий — предположительно из-за старого поверья, что такую смерть вызывают злые духи воды. По этой причине многие суеверные люди не помогают тонущим, хотя оказание такой помощи было бы для них легким делом. Они верят, что, если воде не дать жертву, она найдет себе другую. Схожее поверье утверждает, что, если вы спасете утопающего, он станет вашим врагом на всю жизнь. Когда тело утонувшего выносит на берег, его нужно похоронить на границе приливной волны, так как оно является собственностью моря и не может быть удалено от его влияния.

Старорусские поверья приписывают утопленникам массу специфических страстей.

Утопленник — жертва водяного или русалок. Простой народ говорит, что все эти утопленники не имели креста, купались или в полдень, или в полночь — самое опасное время, потому что русалки или водяной пуще всего в это время дебоширят.

Говорят, утопленник сидит на дне реки или вообще на дне другого какого резервуара или бассейна на корточках и как обмерший (по понятиям новейшего исследования науки) хватает неловких водолазов в охапку и топит их. Искусство ныряльщиков или водолазов в этом случае состоит в том, чтобы утопленников брать сзади и за волосы и с ними вместе подняться, то есть вынырнуть к берегу.

По рассказам многих ловких водолазов, мастеров своего дела по части исследования русла рек, если они видели утопленника, то непременно в сидячем положении и на корточках, будь то женщина или мужчина. Но когда у утопленника лопался пузырь, то женщина всплывала по течению реки на спине, а мужчина кверху спиною.

Утопленник нечаянный — другое дело, но того, кто нарочно утопился, по-старинному поминать на молитве за упокой считалось за грех для поминающего. Говорят, что вынутого из воды утопленника нужно непременно откачивать, но не класть на землю; если положить на землю замершего, то он непременно умрет, несмотря на разного рода растирания щетками, щекотания и прочее. Но медицина отрицает откачивание на бочках, на руках, на коврах.

У камчадалов почитается за грех спасти утопающего — у них есть убеждение, что кто вытащит утопающего из воды — тот сам утонет. Также грехом считается спасти человека, которого занесло снегом в пути.

Чтобы обнаружить труп утонувшего, поиски ведутся с зажженной свечой на борту лодки. Ее пламя становится неподвижным на том месте, где лежит труп. Краюха хлеба, содержащая ртуть, действует тем же образом. Некоторые верования утверждают, что утопленник поднимается на поверхность на девятый или седьмой день. И наконец, нужно согласиться с тем необъяснимым фактом, что утопленник действительно плавает лицом вниз, а утопленница — на спине.

17.04.2009 14:54:10
правда ли,что в первую неделю после Пасхи открываются ворота в рай и все,кто умер в это время, попадают в рай,вне зависимости от степени их греха?простите,если вопрос некорректен.спасибо.


Уважаемый читатель!

Правда, существует такое старинное предание Православной Церкви о том, что те православные христиане, что скончались на Пасху или в Светлую Седмицу, минуют мытарства загробные. Основывается это Предание на неизреченной милости Господней, по которой распятый на кресте вместе со Христом разбойник, воззвавший к Нему, получил обетование в тот же день быть со Спасителем в раю. Существует множество свидетельств, подтверждающих это Предание.

У Сергия Нилуса в книге "Сила Божия и немощь человеческая" в главе "Христос Воскресе!" читаем о том, как в 1906 году после Пасхальной службы утонули в реке Жиздре паломники Оптинского монастыря. Среди них оказалась и девица Екатерина, отца которой С. Нилус утешал в скорби так:

Ну, разве тебе это не в радость? В Великий Четверг причастилась, а в первый день Пасхи Бог ее взял к Себе. А знаешь, чем Церковь-то наша святая утешает? Кто, сказывает она, помрет на Пасху, того душа прямо, минуя все мытарства, идет ко Господу.

Более того, Нилус приводит свидетельства странницы, которой мать утопшей девицы Катерины говорила, что во сне видела не раз свою дочь, которая ей наказывала: "не плачь, говорит, маменька, - мне хорошо у Господа".

Православные христиане верят в то, что самая смерть на Страстной Седмице или в Светлую Пасхальную Седмицу уже говорит о милосердии Господа к усопшей душе, так как случайного ничего не бывает, тем более нет, по убеждению православных чад и их пастырей, и случайной смерти. Если умер в это время человек-грешник, значит, за какие-то тайные добродетели умилосердился над ним Господь; кончина же праведника в это время подтверждает богоугодность его жизни.

Свидетельства С. Нилуса с церковной точки зрения не подлежат сомнению и являются авторитетными, т.к. все свои сочинения этот писатель публиковал по благословению старцев Оптиной пустыни, а книги его проходили через их редакторский контроль, что для авторского самолюбия не всегда было безболезненно. Приведем еще свидетельства духовного отца С.Нилуса Оптинского старца о.Варсонофия о блаженной кончине на Пасху монахини Евфросинии, глубоко чтимой о.Варсонофием за высоту духовной жизни:

"Нынче дни св.Пасхи, самого великого Праздника в христианской Церкви, праздников праздник и торжество из торжеств. Каждый день Церковь оглашается радостными песнями пасхального канона. Помню, как восхищалась каноном матушка Евфросиния".

"Вот, - говорила она, - прошла моя жизнь, ничего не знаю за собой хорошего, с чем предстать пред Престолом Божиим, а услышу пение "Воскресения день, просветимся, людие", и радостно, спокойно становится на душе. "От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведе".

Господь исполнил желание матушки Евфросинии, и скончалась она на Пасху. Когда подняли гроб с ее иссохшим тельцем 80-летней старицы, хор запел "Воскресения день", вместо "Святый Боже", широко раскрылись двери Церкви, с улицы волною хлынул свет, и ушла она к вечному, незаходимому Свету. Да сподобит и нас Господь такой блаженной кончины. Молитесь об этом, и, когда диакон возглашает: "Христианской кончины живота вашего, безболезненны, непостыдны, мирны", - не забывайте положить поклончик, да упокоит вас Господь со святыми Своими. Аминь".

А вот свидетельство С.Нилуса о праведной кончине замечательной подвижницы в миру Елены Андреевны Вороновой, посвятившей свою жизнь благотворительности материальной и духовной среди заключенных:

"С начала Великого поста Елена Андреевна стала себя чувствовать очень плохо, припадки грудной жабы усилились и участились до того, что бедный друг наш, несмотря на все свое ангельское терпение, вынуждена была громко стонать и жаловаться Богу на нестерпимые муки. Стонет она в своих невыразимых страданиях и все причитывает:

Господи, прости меня! Тяжело мне, Господи! Но я не ропщу, не ропщу я, Господи, пошли мне нетерпеливой терпенья!

И в таких минутах она неисходно пребывала от первой недели Великого поста до Великого Понедельника Страстной Седмицы. В этот день, после особенно тяжелого припадка, она вся точно просветлела и говорит подруге всей своей зрелой жизни, с которой под одной кровлей скоротала не менее тридцати лет:

Нет, Соня, в Великую Пятницу я умру непременно.

Откуда ты это знаешь?

Мне это Сам Господь сказал: я Его видела. Он явился мне и сказал: "У тебя доброе сердце, так потерпи до Пятницы: в день Моего распятия умрешь и ты.

Как сказала, так в Великую Пятницу и умерла".

Итак, Церковное Предание говорит о том, что те, кого Господь удостоил скончаться в день Святой Пасхи, минуя мытарства, отходят ко Господу. Но подчеркнем здесь слово "удостоил"; будем помнить духовное указание нам отца Варсонофия Оптинского о том, что о блаженной кончине нужно просить, молить Бога, готовиться к смерти подлинно христианской всей своей жизнью, так как по грехам нашим не стоит уповать нам на то, что смерть наша, быть может, внезапная, придется на Великие Дни.

Церковное Предание свидетельствует о том, что утешением самому умирающему и его близким может служить кончина в дни Страстной Седмицы Великого Поста, Светлой Седмицы, а также двунадесятых Праздников. Не забывает, конечно, нас, грешных, и Царица Небесная в дни празднования Своих икон. Может служить утешением и кончина в день своего святого. Жизнь некоторых тайных подвижников и молитвенников тесно связана бывает с помощью тех или иных Божьих угодников, так что смерть в день этих угодников вселяет в них надежду на заступничество во время прохождения мытарств.

Да сподобит Господь и нас молитвами Царицы Небесной, святых угодников и отцов наших духовных такой блаженной участи.

Страстная пятница является самым траурным днем перед Пасхой. Ведь именно в этот день предали Иисуса Христа, и он был распят. Весь этот день посвящен молитвам и скорби по умершему Иисусу. После утренней службы выносят плащаницу. Это плат, на котором изображен Христос в гробу в настоящую величину. Ее (плащаницу) устанавливают в центре храма и украшают цветами и повевают благовониями. В этот день нельзя проводить какие-либо работы и употреблять пищу до выноса плащаницы.

Ответ на вопрос, можно ли хоронить в Страстную пятницу умершего, неоднозначен. Конечно, по христианским канонам нет такого запрета и, если похороны православного приходятся именно на этот день, то они должны состояться. Ритуальные конторы всегда работают и такие мирские дела, как праздник , для них не помеха.

Другой вопрос в возможности пригласить батюшку на отпевание. Ведь в церковном храме идут подготовительные работы и молитвенные службы перед пасхальным воскресением. Поэтому лучше будет сходить именно в вашу церковную обитель и узнать наверняка – сможет ли священник провести похоронный обряд.

Что, если человека хоронят в Страстную пятницу?

Как правило, у православных людей похороны должны приходиться на третий день со дня смерти. И если этот день выпадает на Страстную пятницу, то ничего криминального в этом нет. Но если есть возможность, то можно будет хоронить умершего не в страстную пятницу, а за один-два дня раньше. Опять же это связано с занятостью церковных служащих накануне Великой Пасхи. В Великую Пятницу, возможно, вы уже не сможете пригласить священника для отпевания.

Но если вы хотите соблюсти все каноны и выдержать три дня перед похоронами или же необходимо дождаться далеко живущих родственников, то хоронят людей и в Страстную пятницу. Главное заранее узнать, как относятся к этому именно в вашем храме.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ НА СТРАСТНУЮ НЕДЕЛЮ И ПАСХУ

Наши предки свято верили, что события, происходящие на Пасху полны особого божественного смысла.
В народе существовало множество примет и поверий на Пасху, правдивость которых даже не ставилась под сомнение.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ (неделя перед Пасхой)

Понедельник
В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей.

Вторник
Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков.

Среда
Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры.

В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

Четверг
- Великий Четверг советовали подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия.

В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме.

Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

С этим днем связано много традиций. В Великий Четверг убирали в домах, все мыли и чистили. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека и «животинку» от нечисти и болезней.

Бытовало и такое поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняют от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищает домашний скот от сглаза.

Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы.

С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху.

Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль», т.е. Великого Четверга. Ею вы можете лечить себя, а также своих родных и близких. Этой солью делают обереги для семьи, скота, огорода, дома и т.д.

В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы - и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства.
В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней.

Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается».

Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого Четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Умываются для красоты и богатства.
Если девушка не может выйти замуж, нужно то полотенце, которым она вытерлась в Чистый Четверг, отдать людям на Пасху, тем, которые просят милостыню, вместе с крашенками и куличом. После этого вскоре выходят замуж.

Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами, они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи.

Пятница
Кулинария в этот день спорится. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди.

В пятницу обметают углы тряпкой, эта тряпка поможет избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирают ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая в пятницу перед Пасхой, поможет вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.

Суббота
Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу - только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц должны быть закончены до Светлого Воскресения.

ПАСХА И ПАСХАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ

Считалось, что перезвон колоколов в день Христова воскресения наделен по-настоящему волшебными силами - ударив в колокол, верующие люди просили хорошего урожая, мира и лада в семье, а девушки красивого и богатого жениха. Если человек говорил свою просьбу от чистого сердца, то она обязательно сбывалась.

На Руси каждый год в день этого великого праздника в каждом доме ставили около икон кувшинчики с медом, которые назывались канунчики. Хозяева зажигали в них свечи и поминали ушедших из этого мира родных и друзей, чтобы и они могли порадоваться тому, что Христос воскрес. После праздника, на пасхальной неделе, эти кувшинчики относили на кладбище и оставляли на могилах умерших. Также на кладбище брали с собой три пасхальных яйца красного цвета и сказав на могиле "Христос воскрес", крошили крашенки птицам.

Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали: «Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь».

Хорошо на Пасху (и во всю Пасхальную неделю) покататься на качелях. Это ритуал овевания. Говорят, все грехи сдувает.

Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки, то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой.

Так, тот кто первым увидит восход Солнца на Пасху, тот будет не знать бед весь год.

Девушки, чтобы выйти замуж должны были во время церковной службы на Пасху нужно сказать про себя: «Воскресение христово! Пошли мне жениха холостого!».

Если ребенок родился в пасхальное воскресенье, то он станет известным, знаменитым человеком. Тот же, кто родился на пасхальной неделе, будет обладать крепким здоровьем.
Великие люди, которые могут даже изменить ход истории, рождаются не просто в Пасхальное воскресенье, а еще в полдень и в рубашке.

Смерть в Пасху - это особый знак. Человек, скончавшийся в этот день, Богом отмечен. Его душа сразу устремится в рай, ко святым угодникам. Хоронят покойного с красным яичком в правой руке.

После утренней службы нужно как можно быстрее добраться до дома и приняться за праздничную трапезу: чем быстрее это сделать, тем успешнее пойдут дела.

А чтобы малыш рос крепким и сильным, утром в Пасхальное воскресенье его надо поставить ножками на топор и сказать: "Как сталь крепка, так и ты будь крепок и здоров. Аминь.

Если ваш малыш медленно развивается, на Пасху поводите его босиком по деревянному полу. И зубки быстрее прорежутся, и ножками скорее самостоятельно пойдет, и заговорит раньше.

Вербой, принесенной на вербной неделе, обмахивали детскую комнату, выгоняя тем самым напасти и хвори.

Хорошая примета на Пасху услышать кукушку - это предвещает прибавление в семействе, а молодым девушкам — скорое замужество.

Наши прадеды обязательно крошили кусочек освященного кулича птицам, призывая таким образом удачу и богатство.

Плохой приметой считается, если во пасхальной службы в церкви гаснет свеча, а вот если она догорела до конца службы и человек сам ее потушил, то это к добру.

В праздник Пасхи и на протяжении всей недели за ней церковь не венчала молодых - отвлекаться на мирские праздники считалось большим грехом.

В Великий, или как его еще называют чистый, четверг каждая хозяйка устраивала в доме генеральную уборку и дочиста вымывала всю грязь. В народе говорят, что в грязный дом праздник не приходит.

Если вы испытываете постоянные трудности с деньгами, на Пасху обязательно подайте нищему монетку - весь год вы не будете знать нужды.

Девушки в этот день наводили красоту - освященное красное пасхальное яйцо клали в воду, а потом этой водой умывались.

Влюбленные пары трепетно относились к поцелуям на Пасху. Плохой приметой считалось поцеловаться на пороге - это сулило разлуку. Также если во время поцелуя услышать карканье ворона, то влюбленные могли скоро разойтись. А вот если поцелуй происходил под деревом, то это сулило радостную жизнь.

Мамы защищали своих детей следующим образом - начиная с Пасхи и всю Пасхальную неделю малышам натощак давали сначала кусочек освященного кулича, а потом только кормили остальной едой.

А чтобы в семье был мир, лад и никто не ссорился между собой, пасхальную трапезу обязательно нужно начинать всей семьей и каждый должен в первую очередь съесть по кусочку кулича и яйца, которые были освящены в церкви.

Женщина, у которой никак не получается забеременеть, на Пасху должна поставить рядом с собой лишнюю тарелку положить туда кусочек пасхи со словами: "Кулич для детишек!". После трапезы этот кусочек крошили птицам.

На Пасху, как и на Благовещение, в знак весенней свободы отпускались на волю птиц. Выпуская, загадывали желание - считалось, что птица это небесное создание, и она передаст его всевышнему.

Свечи, купленные на Пасху в церкви хранили весь год - ими благословляли молодых, ставили их возле тяжелобольных, изгоняли с их помощью нечистую силу из домов.

Люди в возрасте всю Пасхальную неделю, расчесывая волосы, говорили следующие слова: «Пошли мне, Господи, столько же внуков, сколь волос на расческе».

Остатки воска от пасхальных свечей хранили до следующей Пасхи - по народным приметам это служило оберегом дому от пожара, а семье от проклятий.

Муж и жена должны за завтраком в пасхальное воскресенье ударить крашеные яйца друг об друга, у кого яичко не разбилось, тот и будет "главой" семьи весь год.

Если ваш ребенок капризен и плаксив, в Пасху родители должны обязательно пойти в церковь замаливать свои грехи.

Чтобы урожай не пострадал от града, засухи или ливней, крестьяне на Пасху зарывали в землю на поле скорлупу от пасхальных яиц.

Плохой приметой считалось проспать на Пасху утреннюю службу - это пророчило неудачи.

Если на пасхальной неделе вы увидели во сне умершего родственника это значит, что в будущем году в семье никто тяжело не заболеет и не умрет;

Если в доме кто-то находится при смерти, то в церкви в Пасхальное воскресенье нужно было постараться взять пасхальное яйцо из рук батюшки. Уходя из церкви, надо подойти к иконе Богородицы и позвать ее с собой: «Матушка Богородица, идем со мной ко мне домой. С нами ночевать, раба (имя больного) врачевать». Дома нужно было хотя бы часть принесенного яйца скормить больному. Тогда, по народному поверью, он в этот год не умрет.

И, конечно же, люди обращали внимание и примечали погоду в этот светлый праздник.

Хорошая погода на Пасху считалась предвестником жаркого лета, облачная погода означала холодное засушливое лето;
- Если на небе было видно много звезд, это означало, что еще будут заморозки;
- По народным приметам если на Пасху уже весь снег растаял, значит урожай в этом оду будет богатый.
- Также зажиточный год предвещали сильные дожди на пасхальной неделе.
- Гроза на пасхальной неделе считалась приметой поздней и сухой осени;
- Увидеть на Пасху разноцветный закат считалось отличным предзнаменованием и сулило большую удачу.

Светлой Вам ПАСХИ!МИРНОГО НЕБА!!!СЧАСТЬЯ!!